Осмысливая внешнеполитическую линию Российской империи, Император Николай I говорил: «Россия - держава могущественная и счастливая сама по себе; она никогда не должна быть угрозой ни для других соседних государств, ни для Европы. Но она должна занимать внушительное оборонительное положение, способное сделать невозможным всякое нападение на нее».
Безусловно, европейские революции рассматривались как угроза России. В Манифесте, появившемся 14 (26) марта 1848 года, об этом было заявлено открыто. Император Николай I собственноручно написал текст Манифеста.
«По заветному примеру православных предков, призвав в помощь Бога Всемогущего, Мы готовы встретить врагов Наших, где бы они ни предстали, и, не щадя Себя, будем, в неразрывном союзе с Святою Нашею Русью, защищать честь имени русского и неприкосновенность пределов Наших».
В 1849 году русский царь честно выполнил свой союзнический долг перед Австрией, направив войска в Венгерский поход, во время которого русские полки спасли австрийскую монархию и всю Европу от революции. «Призраки коммунизма» на время были изгнаны.
Россия в очередной раз подтвердила свою роль как мировой державы, гаранта европейской стабильности. Недаром современниками Николай I воспринимался как «последний рыцарь Европы», который ведет поединок с «исчадиями ада» - революциями.
Высочайший манифестом восторгался идеолог славянофильства Константин Аксаков. Манифест, в котором государь называл страну Святой Русью, вызвал отклик у поэта Петра Вяземского. Он написал стихотворение «Святая Русь», которое было сначала напечатано в «Санкт-Петербургских ведомостях», а позже вышло отдельной брошюрой.
Полный текст манифеста:
-------------------------------------
«Высочайший Манифест 14 марта 1848 г. Божиею милостию Мы, Николай Первый, Император и Самодержец Всероссийский, и прочая, и прочая, и прочая.
Объявляем всенародно:
После благословений долголетнего мира, запад Европы внезапно взволнован ныне смутами, грозящими ниспровержением законных властей и всякого общественного устройства.
Возникнув сперва во Франции, мятеж и безначалие скоро сообщились сопредельной Германии и, разливаясь повсеместно с наглостию, возраставшею по мере уступчивости Правительств, разрушительный поток сей прикоснулся, наконец, и союзных Нам Империи Австрийской и Королевства Прусского. Теперь, не зная более пределов, дерзость угрожает, в безумии своём, и Нашей, Богом Нам вверенной России.
Но да не будет так!
По заветному примеру Православных Наших предков, призвав в помощь Бога Всемогущего, Мы готовы встретить врагов Наших, где бы они ни предстали, и, не щадя Себя, будем, в неразрывном союзе с Святою Нашей Русью, защищать честь имени Русского и неприкосновенность пределов Наших.
Мы удостоверены, что всякий Русский, всякий верноподданный Наш, ответит радостно на призыв своего Государя; что древний наш возглас: за веру, Царя и отечество, и ныне предукажет нам путь к победе: и тогда, в чувствах благоговейной признательности, как теперь в чувствах святого на него упования, мы все вместе воскликнем:
С нами Бог! разумейте языцы и покоряйтеся: яко с нами Бог!
Дан в С.-Петербург в 14 день марта месяца, в лето от Рождества Христова 1848-е, Царствования же Нашего в двадцать третие».
Нет комментариев