Академик Евгений Примаков во время телесвязи депутатов Верховного Совета СССР с членами конгресса США, 1987 год
В конце 80-х годов он активно занялся политикой и с 1989 по 1990 год был народным депутатом СССР, председателем Совета Союза Верховного Совета СССР, председателем Парламентской группы СССР. С 1990 по 1991 год входил в Президентский совет СССР, где занимался вопросами внешней политики.
За сухими строками биографической справки кроется огромная работа, которую проделал в те годы Евгений Примаков. Он принимал самое активное участие во внутри- и внешнеполитической жизни страны. После роспуска Президентского совета в 1991 году Примаков стал членом Совета Безопасности СССР, в составе которого также занимался внешнеэкономической деятельностью, упорно пытаясь навести в этой сфере порядок.
В этом же году Евгений Максимович стал шерпой — помощником главы государства в отношениях со странами G7. В его обязанности входили предварительные встречи с коллегами для подготовки участия СССР в саммите «семерки» в Лондоне. Во время встречи руководителей семи государств с президентом СССР 17 июля 1991 года Примаков был единственным, кто из советского руководства находился в зале вместе с Горбачевым.
Примаков выступил категорически против произошедшего 19 августа 1991 года путча, организаторами которого стали члены ГКЧП. Он и экс-глава МВД СССР Вадим Бакатин, также являвшийся членом СБ, выступили с заявлением, в котором назвали путч антиконституционным и потребовали немедленно вывести бронетехнику с улиц российских городов.
Кстати, именно Бакатин стал инициатором прихода Примакова во внешнюю разведку. С сентября по ноябрь 1991 года Евгений Максимович занимал должность первого заместителя председателя КГБ СССР — начальника 1-го Главного управления, а затем до 1996 года был директором Службы внешней разведки России.
Главной задачей Примакова в сложное время распада СССР и становления новой России стало сохранение российской разведки и удержание кадров. В 1992 году Примаков добился принятия закона «О внешней разведке РФ». Важным направлением работы СВР стало отслеживание экономических и политических процессов, которые могли бы нанести ущерб интересам России. В СВР было создано подразделение, в функции которого входили в том числе контроль за выполнением зарубежными странами экономических соглашений, заключенных с Россией, определение объективных и субъективных причин в случае, если такие соглашения не претворяются в жизнь, определение реальной, а не запросной позиции зарубежных партнеров при подготовке соответствующих документов, действия, способствующие возвращению долгов России, проверка истинной дееспособности фирм, предлагающих свои услуги различным российским государственным организациям, и многое другое.
При первом директоре российской СВР достоянием общественности стали многие из закрытых ранее эпизодов жизни внешней разведки, возвращены истории неизвестные имена разведчиков — самоотверженных борцов за интересы своего народа. Начался выпуск и многотомных очерков по истории разведки России.
Из разведчиков в дипломаты
-----------------------------------------
В январе 1996 года президент РФ Борис Ельцин сделал Примакову предложение, от которого тот не смог отказаться — занять кресло министра иностранных дел. «На смену «мистеру «Yes» пришел «мистер «No», российский МИД возглавил шпион», — писали западные СМИ. Для зарубежных партнеров России завершилась эпоха «мистера Хорошего парня», как называли тогдашнего главу МИД Андрея Козырева.
С именем Примакова многие связывают переход России от атлантизма к курсу на многовекторную внешнюю политику. Будучи на посту министра иностранных дел, Евгений Максимович сумел, как отмечают аналитики, «вернуть внешней политике России и ее дипслужбе достоинство». Проводимая под его руководством взвешенная внешняя политика, ориентированная в равной степени и на Запад, и на Восток, помогла России вновь занять достойное место на международной арене.
Одним из наиболее значительных достижений Примакова на посту главы МИД РФ является создание в 1997 году Совместного постоянного совета Россия-НАТО. Кроме того, именно при Примакове между Россией и США был взят курс на партнерские отношения, который впоследствии был продолжен.
«Петля Примакова»
-----------------------------
В 1998 году российскому государству вновь потребовался «кризисный менеджер». После дефолта политическая и экономическая ситуация в стране сильно осложнилась, и президент Борис Ельцин счел за благо вновь воспользоваться знаниями и умениями Примакова. С сентября 1998 года Евгений Максимович работал на должности премьер-министра, занять которую дал согласие, по его же собственному признанию, буквально в коридоре.
Он и его кабинет сделали все, чтобы вывести страну из политико-экономического «штопора». Отставка в мае 1999 года Примакова с поста председателя правительства была встречена крайне негативно. Согласно данным опроса фонда «Общественное мнение», 81% россиян заявили, что не одобряют ее. При этом большинство опрошенных выразили мнение, что правительству Примакова удалось добиться стабилизации положения дел в России.
Комментарии 1