Но, к сожалению, как и в истории любой другой страны, есть в ней и те страницы, которые переосмысливаются и вызывают как минимум противоречивые чувства и эмоции. Среди таких страниц - история депортаций. И в этой статье предлагаю обсудить этот вопрос. Нет, вовсе не для того, чтобы бросить камень в огород советской власти, которой порой приходилось принимать решения, когда враг уже топтал советскую землю. Этот материал - констатация того, что было, и того, что из своей истории наша страна умеет выносить важные уроки.
В Мартыновском районе Ростовской области турки-месхетинцы, по данным Всероссийской переписи населения, составляют уже более 20% населения. Но еще несколько десятилетий назад никто из жителей района, наверное, и не слышал о существовании такого народа. Месхетинцы появились на Дону, как и на Кубани, и в Поволжье, и на Ставропольщине, вследствие межэтнических столкновений в Узбекистане. Но и эта среднеазиатская республика не была их Родиной – в Среднюю Азию месхетинцев, как и многие другие народы, депортировали в 1940-е годы.
Депортация – одна из самых печальных страниц в истории национальной политики нашего государства в ХХ веке. Последствия депортации, как видно на примере месхетинцев, да и многих других народов, страна расхлебывает до сих пор. Нельзя отрицать влияние депортации на межэтнические отношения на Кавказе, в Средней Азии и Казахстане, в других уголках постсоветского пространства.
«Профилактическая» депортация народов в 1941-1942 гг.: немцы, греки и другие
Ученые-историки отмечают, что принудительные депортации применялись многими правительствами, и советское не было исключением: целые народы в свое время переселяли русские цари и иранские шахи, турецкие султаны, американские президенты и просвещенные европейцы (в европейском случае - в своих африканских колониях).
В Советском Союзе до начала 1940-х годов практиковался классовый критерий для депортации: в Сибирь и Казахстан выселялись крестьяне-кулаки, другие представители так называемых эксплуататорских слоев в советском понимании, после вхождения в состав СССР Западной Белоруссии, Западной Украины и Прибалтики – представители чиновничества, офицерства, буржуазии, помещики с занятых советскими войсками территорий.
С 1940-го года, как пишет историк Иван Бердинских, главным критерием депортации стала этническая принадлежность переселяемых. Советская власть, стремясь исключить формирование «пятых колонн» в стратегически важных территориях, освобождала приграничные районы от представителей ряда национальностей. Правда, первыми депортациями по этническому признаку можно назвать депортации корейцев и китайцев с Дальнего Востока в 1937-1938 гг., о которых скажу чуть ниже.
27 августа 1941 г. датирован приказ НКВД СССР 001158 «О мероприятиях по проведению операции высылки немцев из Республики Немцев Поволжья, Саратовской и Сталинградской областей». Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 сентября 1941 г. АССР Немцев Поволжья была ликвидирована, ее территории вошли в состав Саратовской и Сталинградской областей. Вскоре были выселены немцы из всех городов и населенных пунктов Европейской части СССР, которые к этому времени не были оккупированы вермахтом.
Так, выселялись немцы из Москвы, Ленинграда, Ростовской области, Краснодарского края. Тогда же были демобилизованы и выселены на спецпоселение все служившие в РККА лица немецкой национальности. Немцев вывозили в Казахскую ССР, Красноярский и Алтайский края, Омскую и Новосибирскую области. К началу 1942 года численность высланных немцев составляла 1031,3 тысяч человек. Это были практически все проживавшие в СССР немцы, за редчайшими исключениями.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев