А теперь мнение некоторых участников ГКЧП.
Председатель Верховного Совета СССР Анатолий Лукьянов:
«Уже давно спорят, а что же такое было ГКЧП: путч, заговор или переворот? Давайте определимся. Если это был заговор, то где вы видели, чтобы заговорщики ехали к тому, против кого они сговариваются? Если это был бы путч, то это означало бы ломку всей системы государственной. А все было сохранено: и Верховный Совет СССР, и правительство, и все остальное. Значит, это не путч. А может, это переворот? Но где вы видели переворот в защиту того строя, который существует? Признать это переворотом даже при большой фантазии невозможно. Это была плохо организованная попытка людей поехать к руководителю страны и договориться с ним о том, что нельзя подписывать договор, который разрушает Союз, и что он должен вмешаться… Это надо знать людям, это была отчаянная, но плохо организованная попытка группы руководителей страны спасти Союз, попытка людей, веривших, что их поддержит президент, что он отложит подписание проекта союзного договора, который означал юридическое оформление разрушения советской страны».
Вице-президент СССР Геннадий Янаев:
«Я абсолютно никогда не признавал, что я совершил государственный переворот, и никогда не признаю. Для того чтобы понять логику моих действий, а также логику действий моих товарищей, надо знать ситуацию, в которой страна оказалась к августу 91-го года. Речь тогда шла о практически тотальном кризисе, в стране шла открытая борьба за власть между сторонниками сохранения единого государства и общественно-политического строя и его противниками. Этот политический кризис обострялся день ото дня, часто сопровождался антиконституционными действиями, и, к сожалению, оценки должной политическое руководство страны этому не давало… Мы не разогнали ни одну структуру государственную, не посадили ни одно должностное лицо, даже Гавриила Харитоновича Попова, мэра Москвы, не освободили от работы, хотя он деликатного свойства информацию таскал американскому послу по 5-6 раз в день. Не было этого. Съезд народных депутатов СССР разогнали Горбачев и президенты, которые стали потом главами так называемых независимых государств».
Председатель КГБ СССР Владимир Крючков:
«Мы противились подписанию договора, разрушающего Союз. Я чувствую, что был прав. Жалею, что не были приняты меры по строгой изоляции Президента СССР, не были поставлены вопросы перед Верховным Советом об отречении главы государства от своего поста».
Премьер-министр СССР Валентин Павлов:
«Мы, члены ГКЧП, не готовили переворота. У нас, поверьте, хватило бы ума и возможностей арестовать все российское руководство еще далеко от Москвы, в аэропорту, на даче, на дороге. Возможностей было сколько угодно. Даже в здании Верховного Совета РСФСР могли, если бы ставили такую цель».
То, что действия ГКЧП не были ни госпереворотом, ни «августовским путчем», а были направлены на выход из политического кризиса и сохранение СССР явствует из того, что в 1994 году суд над его участниками завершился амнистией, которую они все по тем или иным причинам, в основном политическим, приняли. Приняли, но не все. Главнокомандующий Сухопутными войсками и одновременно замминистра обороны СССР Валентин Варенников, кстати тоже Герой Советского Союза, амнистию не принял и в итоге был оправдан за отсутствием в его действиях состава преступления. Оправдан судом был и экипаж БМП №536.
В 2016 году советник Генпрокурора, член коллегии Генпрокуратуры Российской Федерации и в прошлом Генпрокурор СССР Александр Сухарев заявил о результатах правового анализа действий ГКЧП, придя к вполне очевидному выводу. ГКЧП был создан в соответствии с требованием действующей статьи 127.7 Конституции СССР, которая гласит: «Если президент СССР по тем или иным причинам не может далее исполнять свои обязанности, впредь до избрания нового президента СССР его полномочия переходят к вице-президенту СССР, а если это невозможно – к председателю Верховного Совета СССР. Выборы нового президента СССР при этом должны быть проведены в трехмесячный срок». ГКЧП был законным государственным органом, а заговорщиками следует считать Бориса Ельцина и его сторонников.
Вот и получается, что последними Героями Советского Союза стали люди, которые погибли во имя разрушения Советского Союза. Поразительное отличие от первых Героев.
Нет комментариев