Известный летчик-испытатель Амет-Хан Султан по матери был крымским татарином. По отцу он был лакец (дагестанский горец).
Родился 20 октября 1920 года в городе Алупка в семье рабочего.
Когда закончил 7 классов, поступил в железнодорожное ФЗУ. Затем работал слесарем. В эти же годы начал летать в Симферопольском аэроклубе. А в 1939 году его по рекомендации предприятия приняли в Качинскую военную авиационную школу.
22 июня 1941 года младший лейтенант Амет-Хан находился в 4-м ИАП под Кишинёвом. В первый день войны Султан произвёл несколько штурмовок на своем И-153. А к октябрю 1941 года лётчик уже имел 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника и был награждён орденом Красного Знамени. Однако свою первую воздушную победу Амет-Хан одержал только в следующем году.
31 мая 1942 года, впустую израсходовав весь боезапас своего непрерывно атакующего "Харрикейна", Султан левым крылом снизу таранил двухмоторный Ju-88, готовый обрушить тонны взрывчатой смерти на мирных обитателей Ярославля. Бомбардировщик пошел вниз, увлекая за собой в небытие застрявший в его прочном корпусе истребитель Амет-Хана. Прыгал он уже из горящих обломков. Колоссальной выдержки и присутствия духа хватило, чтобы вырваться из необычного капкана, чтобы не дернуть вытяжное кольцо парашюта сразу и не сжечь свой единственный шанс на спасение.
За свой таран младший летчик 4-го истребительного полка стал почетным гражданином Ярославля и обладателем именных часов. В характеристике, составленной в те дни, отмечалось: "Тов. Амет-Хан в боевой работе неутомим. В бою отважен, упорен и настойчив. В принятии решений смел. Является мастером воздушной разведки, один из первых в полку провёл бой с бомбардировщиком противника в сумерках".
Летом умудренному воздушному бойцу пришлось снова прыгать из самой гущи ожесточенной воздушной схватки, но теперь над Сталинградом. Почетным гражданином еще одного волжского города он тогда не стал, хотя, может, и заслужил это. Слишком далека еще была тогда победа и слишком близко стоял враг. Крыло к крылу с Султаном в специальной группе "охотников" за хвалеными немецкими асами сражались такие мастера воздушного боя как В.Д. Лавриненков, А.К. Рязанов, И.Н. Степаненко, И.Г. Борисов, Б.Н. Еремин. Быть рядом с ними означало самое высокое признание профессиональных летных и боевых качеств, независимо от служебного положения и количества наград за прошлые заслуги. Дело в том, что подтверждать это высочайшее и, вместе с тем, суровое отличие необходимо было в каждом боевом вылете.
Они постоянно учились сами и учили умелого и опытного врага узнавать и признавать себя по особой хватке и четкому летному почерку, которые сами по себе нередко определяли исход боя. Ко времени ожесточенных боев в небе Воронежа и Сталинграда Амет-Хан успешно освоил и до предела использовал все потенциальные боевые возможности истребителей И-15, И-16, И-153, "Харрикейн", Як-1, Як-7б.
Над Кубанью, Ростовом-на-Дону, Таганрогом, Мелитополем, Крымом Султан воевал уже на американской "Аэрокобре". Именно тогда отчетливо проявилась его склонность к максимальному раскрытию всех возможностей новой авиационной техники в боевых условиях. Постоянные пересаживания с одного типа истребителя на другой только обогащали его опытом и новыми знаниями.
Комментарии 3