Жертва интриги и доноса
И если в опубликованной в 1861 г. биографии Сперанского Корф не смог назвать имя доносителя (тот был еще жив), то в подготовленном позже труде сделал это со всей определенностью, опираясь на источник "из первых рук" - дневник самого Сперанского. После возвращения в Петербург в 1821 г. тот записал содержание первого своего пространного разговора с Александром I, где, конечно же, не мог не всплыть вопрос о причинах событий девятилетней давности. Император заявил тогда: "Началом всему полагается де Санглен. Донос якобы состоял в сношении с Лористоном и Блумом (французским и датским посланниками. - Авт.)"14.
Яков Иванович де Санглен, помощник министра полиции Балашова, неоднократно признавался историками важной фигурой интриги против Сперанского. Но о его прямом участии в событиях известно далеко не все. Множество деталей, которые постоянно любят цитировать, извлечены из "Записок" Санглена - произведения, где описание отставки Сперанского занимает одно из центральных мест, но которое было закончено к 1860 г., когда Санглен был последним из действующих лиц этой истории, еще остававшихся в живых. Именно "Записки" впервые нарисовали по-своему цельный и убедительный "шекспировский" образ Александра I - человека, который одновременно был и любезным светским собеседником, и подозрительным одиночкой, не доверявшим никому из своего окружения, а самое главное, постоянно скрывавшим свои действия от окружающих, заставляя их самих вести интриги, которые царь задумал и которыми распоряжался как умелый кукловод.
Жертва интриги и доноса
И если в опубликованной в 1861 г. биографии Сперанского Корф не смог назвать имя доносителя (тот был еще жив), то в подготовленном позже труде сделал это со всей определенностью, опираясь на источник "из первых рук" - дневник самого Сперанского. После возвращения в Петербург в 1821 г. тот записал содержание первого своего пространного разговора с Александром I, где, конечно же, не мог не всплыть вопрос о причинах событий девятилетней давности. Император заявил тогда: "Началом всему полагается де Санглен. Донос якобы состоял в сношении с Лористоном и Блумом (французским и датским посланниками. - Авт.)"14.
Яков Иванович де Санглен, помощник министра полиции Балашова, неоднократно признавался историками важной фигурой интриги против Сперанского. Но о его прямом участии в событиях известно далеко не все. Множество деталей, которые постоянно любят цитировать, извлечены из "Записок" Санглена - произведения, где описание отставки Сперанского занимает одно из центральных мест, но которое было закончено к 1860 г., когда Санглен был последним из действующих лиц этой истории, еще остававшихся в живых. Именно "Записки" впервые нарисовали по-своему цельный и убедительный "шекспировский" образ Александра I - человека, который одновременно был и любезным светским собеседником, и подозрительным одиночкой, не доверявшим никому из своего окружения, а самое главное, постоянно скрывавшим свои действия от окружающих, заставляя их самих вести интриги, которые царь задумал и которыми распоряжался как умелый кукловод.
Но если признать, что Санглен мог осознанно лгать и в "Записках", и в последующей корреспонденции с историками, скрывая свое действительное участие в этой истории в качестве доносчика (и притом - успешного, отсюда и "восторженное бешенство"!), то получается, что Александр I действительно получил доказательства измены Сперанского (скорее всего - соответствующим образом преподнесенные материалы по делу Бека), и это привело царя в то эмоциональное состояние, в котором застал его Паррот.
Из последующих историков только в самом начале XXI в. А.Л. Зорин обратил внимание на "ненадежность" свидетельств Санглена, которые тем не менее (постоянно воспроизводясь через обращение к труду Шильдера) продолжают довлеть в историографии. В работе Зорина впервые был восстановлен культурный контекст отставки Сперанского, связанный с восприятием "измены" в обществе и государстве. Очень важное значение приобрел сам момент отставки - непосредственно перед отъездом Александра I к действующей армии, которая собирается начать войну с Наполеоном. В такой момент "исторжение изменника из народного тела становится грозной вестью врагу об обретенном единстве"17. Формой же "исторжения", т.е. наказания за измену, по мнению императора, вполне мог быть расстрел. Об этом свидетельствуют слова Александра I, обращенные к Ф.В. Ростопчину, с выражением неудовольствия по поводу своеобразной народной расправы над купеческим сыном Верещагиным в Москве, накануне вступления французов. "Повесить или расстрелять было бы лучше", - написал император.
Таким образом, расстрел Сперанского за измену в устах Александра I вовсе не обязательно являлся фигурой речи, а мог символически рассматриваться как еще одна из мер по подготовке к войне. И даже если реальный вклад Г.Ф. Паррота в то, что Сперанский остался в живых, не так велик, как хотелось бы старому академику, все же хорошо, что в этот момент рядом с Александром оказался его друг.
* Публикация подготовлена при поддержке РФФИ в рамках проекта N 20-09-00162.
1. Жарова Е.Ю. Г.Ф. Паррот и два императора // История в подробностях. 2012. N 9. С. 35.
2. Г.Ф. Паррот - императору Николаю I, 1 января 1845 г., черновик: цит. по Шильдер Н.К. Император Александр I: его жизнь и царствование. СПб., 1897. Т. 3. С. 490-491.
3. Андреев А.Ю. Переписка императора Александра I и профессора Г.Ф. Паррота (1802-1825) как источник по изучению политических реформ в Российской империи // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2019. Сер. II: 89. С. 67-82.
4. Сохранился черновик письма: Latvijas Valsts ve]-[stures arhi]-[vs (LVVA). F.7350 (Georgs Fri]-[drihs Parrots). Apr.1. N8. Lp.111-114op.; впервые опубл. Шильдером в биографии Александра I (Т. 3. С. 487-490). Помета наверху письма говорит о том, что оно написано в воскресенье - т.е. в воскресный день 17 марта 1812 года.
5. Корф М.А. Жизнь графа Сперанского. СПб., 1861. Т. 2. С. 19.
6. Русский архив. 1871. Вып. 7. Ст. 1131.
7. Шильдер Н.К. Указ. соч. Т. 3. С. 37, 368.
8. Корф М.А. Указ соч. Т. 2. С. 24-25; Шильдер Н.К. Указ. соч. Т. 3. С. 41, 46, 64.
9. Дмитриев И.И. Взгляд на мою жизнь. М., 1866. Ч. 3. С. 195.
10. Шильдер Н.К. Указ. соч. С. 55-60.
11. LVVA. F.7350. Apr.1. N 8. Lp.120-123op.; опубл. у Шильдера (Т.3. С. 495-496).
12. Русский архив. 1892. N 1. С. 63-64.
13. Корф М.А. Указ. соч. Т. 2. С. 17.
14. Неизданная глава из "Жизни графа Сперанского" барона М.А. Корфа // Русская старина. 1902. N 4. С. 24.
15. Санглен Я.И. Записки // Русская старина. 1883. N 2. С. 377-378, 394.
16. Русская старина. 1902. N 4. С. 18-19, 23.
17. Зорин А.Л. Враг народа. Опала М.М. Сперанского и мифология измены в общественном и литературном сознании 1809-1812 гг. // "Кормя двуглавого орла..." Литература и государственная идеология в России в последней трети XVIII - первой трети XIX века. М., 2001. С. 235.
1
В. Тропинин. Портрет М.М. Сперанского. 1839 г.
2
Франц Герхард фон Кюгельген. Портрет Георга Фридриха Паррота. Около 1803 г.
3
Гравюра В. Бромлея по рисунку Иглесона. Император Александр I. 1818 г.
4
Христиан Бек. Литография Фишера с гравюры Крюгера.
5
Дом Н.И. Попова в Перми (на заднем плане), где в сентябре-октябре 1812 г. жил в ссылке М.М. Сперанский.
6, 7
М.А. Корф и его книга "Жизнь графа Сперанского".
8, 9
В историческом издании "Русская старина", том 40 за 1883 г.,были частично опубликованы записки Санглена.
Нет комментариев