6. Чехов, Дорошевич, Зощенко: юмористический рассказ
Одним из видных представителей «серьезного» святочного жанра был Василий Иванович Немирович-Данченко (брат того самого Владимира Ивановича, соратника Станиславского). Он упомянут в миниатюре Дорошевича «В аду» самый первый. В адской лавке он приобретает у черта-приказчика – и покойников «мужеских и дамских сортов», и собаку, и «младенца с фокусом», то есть не простого, а такого, который вырастет и целый уезд спасет от скарлатины. Такие авторы, как Василий Иванович, были многочисленны и невольно наводили своих одаренных современников на сатирические мысли.
В «смешной» разновидности жанра отметились лучшие. От Чехова до Тэффи и Зощенко. Святочный рассказ в своей формальной простоте давал хорошую и небесплатную возможность, так сказать, разогнать перо. Молодой, 20-летний, Чехов в 1880 году, нащупывая свой стиль, пишет «Тысячу и одну страсть или Страшную ночь», - «робкое подражание Гюго», пародируя и святочную поэтику со страстями, темными ночами, неизменными мертвецами и младенцами, и стилистику романтической прозы, которая особенно высмеивалась во второй половине XIX века. Зощенко – почти на полвека позже – иронизирует над идеей благодеяния. В рассказе «Последнее Рождество» «божественный» старичок-одуванчик, напевая рождественский тропарь, облапошивает почтенную публику. В ряду юмористов есть и один подзабытый, уже нами упомянутый, автор – журналист Влас Дорошевич. Его «Святочный рассказ» и сегодня можно читать со сцены под взрывы хохота. Оцените начало: главный герой сидит в шкафу во фраке и пытается написать «трагический» рассказ к Святкам. Он так объясняет свое положение: «Люди целый год живут свиньями и к празднику вдруг начинают убираться! Убираться! Старые женины башмаки, которые, чёрт их знает зачем, целый год валялись на чемодане, прячут в ваш письменный стол. Это у них называется "убираться"! А муж садись в шкаф, да ещё во фраке. Во фраке потому, что со всех остальных костюмов выводят пятна…».
Нет комментариев