Стены царских ворот выложены из красного кирпича: их толщина от 70 до 90 сантиметров.
Интересно, что обильные снежные осадки крыше арки совсем не страшны. «Снег, который за зиму накапливается, убирать не нужно. Крыша обустроена на железобетонных плитах перекрытия и выносит очень большие нагрузки, поэтому снег весной тает и через крытые трубы водооотведения уходит в канализацию», — поясняет архитектор. К слову, на первой арке водосток, как это видно на исторических изображениях, пролегал снаружи строения, прямо по боковому фасаду, теперь же «лицо» города не имеет ничего лишнего. Спрятать трубы удалось благодаря современной плоской кровле с внутренним водостоком, а в 19‑м веке крыша была шатровой.
Ночные гости следят за лампочками
Но дожди и тающий снег все же наносят ущерб арке. В частности, вредят проводке, которая питает 56 светильников, шесть железных фонарей и две лампы под иконами, освещающие арку по ночам. Примерно раз в месяц внутрь царских ворот сквозь ту самую маленькую дверь с осмотром приходят специалисты бывшего «Горсвета», а ныне одного из подразделений ГСТК. В «чреве» Триумфальной арки множество проводов и автоматики, которые портит просачивающаяся вода. Порой ремонтники пробираются на крышу по крутым лестницам по ночам, но чаще устраивают плановые комплексные проверки днем. Последний большой осмотр прошел 31 мая. По словам Александра Клепикова — начальника оперативно-диспетчерской службы подразделения ГСТК, занимающегося наружным освещением города, морозы и оттепели не пошли электрике в арке на пользу. Просачивающаяся в том числе и в кабели вода замерзает и оттаивает, все растрескивается, автоматика «прогорает» и требует замены.
Восстановленную Триумфальную арку в Благовещенске открыли 4 ноября 2005 года, спустя 114 лет после рождения ее предшественницы.
Один раз электрику на царских воротах уже полностью обновляли. «Это было лет шесть назад, мы поменяли все оборудование на арке, потому что оно уже вышло из строя. Сами понимаете, арка круглый год стоит под солнцем, дождем и снегом, вода затекает, все приходит в негодность, — сокрушается Александр Клепиков. — После замены оборудования первое время там практически никаких вмешательств не требовалось, может быть, раз в два месяца меняли лампочку, в основном если контакт отходил. Сейчас почаще приходится это делать». А вот наружное освещение на Триумфальной арке осматривают исключительно ночью. «Дело в том, что из‑за структуры фасада днем проблематично увидеть что‑то», — поясняет Александр Клепиков. По словам руководителя подразделения ГСТК по эксплуатации и содержанию сетей наружного освещения Дмитрия Горбунова, лампочки на арке меняются по мере необходимости. «Она ведь может и полгода проработать, и через месяц сгореть. Следим постоянно. Если лампа погасла сегодня ночью, к завтрашнему вечеру мы уже все поменяем», — уверяет Дмитрий Горбунов.
Арка мечтает о реставрации
Нынешняя Триумфальная арка прочнее близняшки-предшественницы. Когда ее строили, под каждую опору в землю на шестиметровую глубину вбили четыре сваи диаметром полтора метра. Также уложили железобетонную плиту, на которой начали делать кладку из красного кирпича. «Все это страшно надежно, — уверяет архитектор Валерий Сикерин. — Если не будет землетрясения, арка простоит очень долго. Если придется, она и три, и пять наводнений могла бы выдержать». Правда, вскоре после возведения арка не выдержала людских нападок — тогдашний лидер благовещенских коммунистов исписал ее прокоммунистическими лозунгами вроде «Нет кровавому царю». Краска въелась в фасадное покрытие и не поддавалась растворителям, пришлось провести новое окрашивание.
Нет комментариев