В СМИ по всему миру не раз рассказывали о детях, которые доверились незнакомцам и попали в беду. Такие новости не могут не настораживать, поэтому люди начали чаще обращать внимание на тех, кто пытается навязать свое общество чужому ребенку. Но как понять, нужна ли ребенку помощь? Как объяснить своему малышу, что нельзя разговаривать с незнакомыми людьми? Как предупредить трагедию? В День защиты детей на эти и другие вопросы корреспондента Амур.инфо ответила практический и семейный психолог, магистр психологии, игропрактик, ведущая малых групп Ирина Ковалева. Фото: Ирина Ковалева — Ирина, расскажите, в каком возрасте нужно начинать объяснять ребенку модели поведения в случае, если с ним пытается заговорить незнакомец? — Чем раньше вы начнете профилактическую информационную работу с ребенком, тем лучше. Но, конечно же, стоит учитывать его возрастные особенности. Каждый ребенок развивается индивидуально, но обычно к трем годам он уже понимает, что такое опасность. Однако, учитывая доверчивость и наивность этого возраста, то первое, что могут сделать родители, это запретить любой контакт с незнакомцами в их отсутствие. — В каком возрасте и о чем нужно разговаривать с ребенком, чтобы он чувствовал себя защищённым вне дома? Как часто эту информацию нужно повторять? — Детям младшего возраста необходимо рассказывать о том, насколько важно находиться рядом с родителями, чтобы их не потеряли. Помимо этого, ребенку нужно объяснить, что когда родителей нет поблизости, то ему можно говорить с незнакомыми людьми, только если он потерялся и ему нужна помощь. А разговаривать и тем более уходить куда-то с незнакомыми людьми, если нет родителей, категорически нельзя. Кроме того, нужно научить малыша подавать сигналы о помощи. В таком возрасте детям лучше преподносить информацию в игровой форме, так она будет усваиваться ими намного лучше словесной. Дети от пяти лет уже вполне воспринимают такие разговоры серьезно и в словесной форме. Но самое лучшее, что создаст для ребенка зону безопасности, – это любовь и внимание родителей. Когда эти ощущения исходят от них, ребенок лучше воспринимает любую информацию из их уст. В возрасте 5-8 лет можно придумать с детьми пароль, который будут знать только ребенок и родители. И если незнакомец предложит ему куда-то пойти, но не назовет пароль, это будет означать опасность. Та же самая схема работает, когда ребенок остается один дома, чтобы он не открыл двери незнакомому человеку. Профилактические игры и беседы полезно вести постоянно, когда ребенку предстоит оказаться вне зоны вашего внимания. Фото: Амур.инфо — Что именно должен делать ребенок, если на улице к нему подошел незнакомый человек и пытается завязать разговор? — Нужно научить ребенка не отвечать незнакомцам, которые пытаются завязать с ним разговор в отсутствие родителей, и обращаться за помощью к другим людям, которые находятся рядом: бежать к ним, кричать (желательно: «Помогите, я не знаю этого человека»), брыкаться и кусаться в случае, если незнакомец применит силу. Если у незнакомца есть деструктивные намерения, то привлечение внимания других людей собьет его планы. Также важно научить ребенка: говорить «нет», когда его куда-то зовет незнакомец или что-то ему предлагает; никогда не приближаться к автомобилю, который тормозит рядом с ним, и быстрее от него убегать; не провожать незнакомых людей, а лишь указать им направление движения; не принимать чужих вещей и не соглашаться участвовать в незнакомых играх; в любой непонятной ситуации звонить родителям и сообщать о том, где он и что с ним происходит. — Какими сигналами может пользоваться ребенок, если чувствует себя в опасности? На какие знаки от ребенка следует обращать внимание? — Если ребенок чувствует себя в опасности, он должен не бояться громко сообщать об этом окружающим. К сожалению, не все дети могут в моменте понять, что они находятся в опасности. Поэтому дети младшего возраста все же должны находиться под контролем взрослых, будь то родители или знакомые им люди. С детьми более старшего возраста можно проводить профилактические беседы о том, как подавать сигналы о помощи, например: научить делать вид, что он подошел к своему дому; помахать кому-то рукой, как будто кто-то выглядывает из окна или идет вдалеке навстречу; сделать вид, что он начинает звонить по телефону и сообщать о том, что рядом с ним есть подозрительный незнакомец, начать его описывать; придумать пароль на случай более хитрого плана незнакомца. Если вы видите на улице взрослого и ребенка, который напуган, зажат и прячет взгляд, то можно подойти и убедиться, что ребенок и взрослый знакомы, задав косвенный вопрос. Например: «Твой папа сегодня так здорово одет, а как его зовут?» Это сразу прояснит ситуацию. Фото: Амур.инфо — Как родители должны реагировать, если ребенок рассказал, что с ним пытался заговорить чужой человек? — Как минимум, родители должны осознать важность того, что ребенок доверяет им свою историю, и отнестись к этому бережно и с должным вниманием. Расспросить ребенка о том, где это произошло и как выглядел незнакомец. Я бы рекомендовала взрослым сопровождать ребенка какое-то время на том участке, где это произошло, потому что если у незнакомца есть злой умысел, то так он поймет, что о ситуации знают взрослые, и сменит объект преследования и место. И опять же, терпеливо рассказывать ребенку, как следует вести себя в подобных ситуациях. Если же история ребенка обретает криминальный окрас, то стоит обратиться в полицию. — Какими средствами защиты может пользоваться ребенок на улице? — На сегодняшний день, кроме кулачков, зубов и голоса, актуальными стали GPS-часы и навигаторы. Кроме того, ребенка обезопасит наличие телефона с настроенной кнопкой быстрого вызова родителей и установленный на нем родительский контроль. Фото: Амур.инфо — Приходилось ли вам в своей практике объяснять детям правила поведения при разговоре с незнакомцем? Расскажите подробнее. — У меня двое детей (четырех и восьми лет), с которыми я постоянно веду такие беседы. В моей жизни был случай, когда моего старшего ребенка чуть не увели прямо у меня из-под носа. Ему было пять лет, а я стояла рядом с коляской, в которой спал младший ребенок, и переписывалась в телефоне с мужем. В этот момент рядом с нами появилась женщина, которая очень активно начала нахваливать моего сына, бегающего неподалеку от меня. Она так его ласково хвалила, что он стал подбегать ближе к ней и улыбаться. А потом она подошла к нему, приобняла и сказала: «Дорогой мой красивый мальчик, пошли со мной». И тут я поняла, что происходит уже что-то нездоровое. Я громко закричала и начала звать сына. Женщина напугалась и быстро исчезла за углом ближайшего дома. Думаю, она не поняла, что он был со мной, или понадеялась, что я сильно погружена в телефон. Эта ситуация заставила меня задуматься о многих вещах, включая и понимание того, что сейчас не актуально привлекать детей конфетами и котятами. Сегодня дети растут не в дефиците материальных благ, а в дефиците родительской любви и внимания, что и служит инструментом для создания небезопасных ситуаций. Кроме этого, у взрослых снижено внимание из-за постоянного нахождения в телефоне. Мозг человека не может делать несколько дел одновременно, какую-то задачу он переводит в автоматический режим. И если человек сфокусирован в режиме «телефон-интернет», то внимание и чувство безопасности у него значительно притупляется. Поэтому, выходя из дома с детьми, дарите им свое внимание и погружайтесь с ними в процесс прогулки. Так будет чувствоваться не только ваше присутствие, но и любовь, которая послужит самым надежным источником безопасности для вашего ребенка.
Данная информация взята с сайта АМУР.ИНФО https://amur.info/2024/06/01/smanivayut-ne-konfetami-i-kotyatami-kak-zashhitit-rebenka-ot-neznakomtsa-i-zachem-nuzhen-parol/ . https://amur.info/wp-content/uploads/2024/05/IMG_1700-768x511.jpg
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев