Веком бисера в России можно считать период с середины восемнадцатого века до 50-х годов девятнадцатого столетия.
Особую популярность изделия из бисера стали приобретать в первой половине XIX века. Этим материалом оформляли интерьеры дворцовых залов, предметы отделанные бисером украшали быт помещичьих усадеб.
В деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма – долгими вечерами крестьянки плели, низали, ткали, вышивали воротнички, делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны.
Дочери и жены помещиков обычно вышивали основной узор, а остальной фон выполняли крепостные мастерицы.
В городах, особенно в Москве, почти в каждом доме вышивали бисером.
Украшали рукоделием из бисера дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам.
Богатая девица коротала время, а бедная таким образом зарабатывала на хлеб.
Мастерство в рукоделии в те времена служило признаком хорошего образования и домашнего воспитания.Несмотря на то, что ряд специализированных выставок располагает старинными изделиями, выполненными из бисера, таковых все же осталось не очень много.
Одной из причин было то, что ткань, использовавшаяся в качестве основы для вышивки бисером, подвергалась процессу тления и обветшания, зачастую рвались нитки.
Старинные наряды, расшитые бисером, часто буквально «рассыпались» в руках последующих поколений.
Да и сами бусинки нередко казались в глазах детворы гораздо привлекательней, чем целое изделие – ведь ими можно было украсить что-то по-своему, например любимую куклу.
Из бисера. Вот и исчезали таким образом старинные шедевры русского бисерного рукоделия.
В довершение этого, в начале ХХ столетия бисер охотно покупался теми, кто затем перерабатывал его в эмалевую краску.
После отмены крепостного права в 1862 году в России наблюдается некоторый упадок бисерного рукоделия.
Однако уже к концу века это искусство вновь переживает процесс возрождения.
В 1891 году М.Ф. Якунчикова организовывает ткацко-вышивальную мастерскую в селе Соломинка Тамбовской губернии.
Кроме того, кустарные центры бисерного производства и рукоделия были организованы также в Подмосковье, на Украине и под Тулой. Распространение фабричных изделий постепенно разрушало многовековые традиции народной деревенской одежды.
Особенно эта тенденция ощущалась непосредственно вблизи крупных торгово-промышленных городов.
Во второй половине девятнадцатого столетия повысился интерес к народному искусству, к судьбе крестьянских промыслов, в том числе и к бисерному рукоделию.
Земские организации, художники и деятели культуры старались возродить крестьянские ремесла.
В современной России интерес к бисерному рукоделию пробудился с новой силой.
В 60-е годы ХХ столетия благодаря энтузиастам из Москвы, Киева, Рязани и Воронежа, создавшим собственные школы, а также расшифровавшим многие удивительные приемы работы с бисером.
В настоящее время во многих крупных городах России сложились свои собственные и зачастую уникальные методики работы с бисерным материалом.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев