Картина "ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ" была написана российским живописцем Карлом Брюлловым в 1827-1833 годах в Риме, в Италии. На картине изображены события в Помпеях во время катастрофического извержения Везувия, которое произошло в 79 году н.э. Брюллов побывал на раскопках Помпей летом 1827 года, где ему и пришла мысль написать большое полотно, посвященное гибели Помпей. Заказчиком картины стал князь Анатолий Демидов, который заплатил художнику 40000 франков. Товарищ Брюллова скульптор Рамазанов писал, что во время работы над "Помпеей" художник "доходил до такого изнеможения сил, что нередко его выносили из мастерской". В 1832 году, незадолго до своей смерти, мастерскую Брюллова в Риме посетил писатель Вальтер Скотт, который провел у полотна несколько часов. После этого Вальтер Скотт подошел к художнику, пожал обе его руки и сказал, что он ожидал увидеть исторический роман, но увидел гораздо больше - целую эпопею.
Карл Брюллов, автопортрет, 1833 год.
В 1833 году, по завершении работы над картиной, Брюллов стал ее показывать в своей мастерской. Популярность картины и ее автора стремительно росла. В те дни вместо обычного приветствия на римских улицах и в местных кафе можно было услышать:"Видели ли вы картину "Последний день Помпеи", о которой говорит весь Рим?" Из Рима картину перевезли в Милан, а затем в Париж, где она была выставлена в Парижском Салоне, открывшимся в марте 1834 года и получила большую золотую медаль. По окончании выставки князь Демидов отправил полотно на корабле "Царь Петр" в Петербург, сам прибыв туда раньше сухопутным путем. В июле 1834 года Демидов подарил картину императору Николаю I, который распорядился поместить ее в Эрмитаже. В 1897 году картина была передана в создаваемый в то время Русский музей императора Александра III (ныне - Государственный Русский музей), где она и находится до сих пор. Во время Великой Отечественной войны картина вместе с другими крупными полотнами была эвакуирована из Ленинграда сначала по железной дороге в Горький, а затем по Волге и Каме в Пермь. Для транспортировки картин специально были изготовлены деревянные валы, обтянутые искусственной замшей, на которые их наматывали.
Возвращение эвакуированных на время войны картин в Русский музей, 1946 год.
В 1995 году была проведена масштабная реставрация картины "Последний день Помпеи".
Оригинал.....Дух захватывает, я бы сказала,что даже жутковато смотреть.Во всяком случае долго смотреть не смогла,хотя потом (в этот же день)опять возвращалась посмотреть ....
Создание картины было связано с главной женщиной судьбы художника - Юлией Самойловой,ее замысел возник во время их совместного путешествия.на этой картине Самойлова изображена трижды:мать с двумя детьми и мужем под покрывалом;женщина обнимающая двух объятых ужасом дочерей и испуганная красавица с кувшином рядом с автопортретом Брюллова - молодым художником,уносящим на голове ящик с кистями.
Значение Брюллова было необъятно для его современников. Карл Павлович не столько осознанно, сколько угадав, показал в картине сокрушение кумиров –– статуй богов и цезарей, сопоставил жреца-язычника и христианского священника, живого младенца и мертвой матери. Все должно было внушить мысль о неотвратимости гибели старого мира и столь же неизбежной на его руинах новой жизни.
Комментарии 35