Листа»
Всю свою жизнь Ференц Лист старался довести свой технический аппарат до наивысшей степени совершенствования. Однако этот гениальный венгерский пианист, повергая в шок современников своей виртуозностью и новейшими пианистическими приемами, всегда подчеркивал, что техника нужна ему не ради славы – ее он считал лишь средством, с помощью которого можно исполнить музыкальное произведение во всем его блеске, так, как задумывал его художник. Именно поэтому Лист так трепетно относился к этюдам, которых в его творческом наследии насчитывается 55 – их он писал на протяжении всего своего творческого пути.
Историю создания Этюдов Листа, содержание и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
Впервые о написании этюдов Лист задумался еще в 1826 году во время второй концертной поездки в Париж. Он планировал, что создаст один этюд в форме 48 упражнений во всех мажорных и минорных тональностях. Однако этой задумке не суждено было осуществиться – Лист сочинил всего 12 упражнений. Они еще не отличались самостоятельностью и были написаны по образцам этюдов op. 740 его наставника К. Черни. Цикл этих упражнений юный композитор посвятил мадемуазель Лидии Гарелла, с которой познакомился в Марселе по пути во французскую столицу, где ему пришлось задержаться на несколько дней. Молодые люди проводили много времени вместе и часто музицировали в четыре руки. Историки считают, что симпатию Листа к Гарелла нельзя назвать влюбленностью, и поэтому это посвящение объясняют обычным дружеским жестом.
Ференц Лист
Через 12 лет, в 1838 году Лист возвращается к своим первым этюдам и на их основе пишет новые. Из несложных технических упражнений он создает довольно трудные развернутые пьесы, насыщенные новыми приемами виртуозности. Этюды в этой редакции получают название «Большие». Но на этом маэстро не остановился и в 1851 году снова переработал их. На этот раз Лист сохранил облик этюдов и убрал некоторые виртуозные фрагменты, которые ему показались излишними.
Но облегченное изложение не сделало его сочинения более простыми для исполнения – композитору удалось сохранить, а местами значительно усилить виртуозный эффект. Произведения в этой редакции были названы «Этюдами трансцендентного исполнения», многие из них получили программные заголовки. Обе редакции посвящены учителю Листа Карлу Черни.
Карл Черни
Еще один цикл этюдов Листа связан с его интересом к игре Никколо Паганини, которую он впервые услышал в 1831 году. Он настолько был восхищен совершенной техникой итальянского скрипача, что решил воссоздать скрипичные приемы игры на фортепиано. Первая редакция «Больших этюдов по Паганини», созданных на основе каприсов, появилась в 1838 году, окончательную Лист сделал только в 1851. В сборник вошли 6 произведений, и его композитор посвятил Кларе Шуман.
Кроме названых циклов, Листом написаны и концертные этюды, имеющие программные заголовки («Жалоба» «Легкость», «Вздох», «Хоровод гномов», «Шум леса»), а также техничная «Салонная пьеса», которая создавалась композитором для грандиозного педагогического труда Ф. Фетиса и И. Мошелеса «Метод методов для фортепиано», позднее переработанная в этюд под названием «В гневе». Финальное произведение в этом жанре – «Технические упражнения», которые вышли в свет в 1886 году уже после с
Интересные факты
В начале обучения Листа К. Черни обнаружил у него полное отсутствие какой-либо школы и активно начал устранять этот недостаток, регулярно заставляя играть различные упражнения для развития техники. Это не нравилось молодому пианисту, и он постоянно жаловался своему отцу, что педагог изнуряет его гаммами и особенно этюдами, но не нашел у него поддержки. Адам Лист был полностью на стороне Черни, и Ференцу пришлось смириться с методикой своего наставника.
В литературе XIX столетия запечатлено множество воспоминаний современников о концертах Листа. Если верить им, во время исполнения композитором его этюдов присутствующие в зале дамы падали в обморок, впадая в экстаз от его феноменальной виртуозности.
Многие пианисты XIX-XX столетий исполняли листовские произведения с импровизационными изменениями текста. А появилась эта тенденция благодаря самому Листу, который любил вольно обращаться с текстом музыкальных произведений, и разрешал так поступать своим ученикам с его собственными творениями. К таким «соавторам» Листа относятся А. Зилоти, И. Падеревский и Ф. Бузони. Среди листовских записей последнего одной из лучших считается «Кампанелла» – ее Бузони исполняет в своей редакции, наполняя нескончаемой энергией и властным ритмом.
Свои уроки по игре на фортепиано Лист старался делать увлекательными и значительными по содержанию, и обсуждал на них со своими учениками самые разные вопросы науки, искусства и даже философии. В книге А. Буасье «Уроки Листа» есть описание его занятия с ученицей, которая никак не могла правильно исполнить этюд Мошелеса. Чтобы настроить ее на нужную волну и пробудить в ней поэтическое чувство, Лист читал ей оду В. Гюго.
Одним из главных интерпретаторов музыки Листа считается Ферруччо Бузони. Он часто давал концерты, программа которых состояла исключительно из листовских произведений. Удивительно, но в последние годы жизни знаменитый пианист практически не прибегал к forte, которое так любил Лист, и все его сочинения играл сдержанно в плане динамики. Из-за этого критики в тот период часто называли его неинтересным и скучным исполнителем, а некоторые восхищались его манерой игры. В числе последних числился Г. Нейгауз.
При создании третьей редакции «Этюдов трансцендентного исполнения» две пьесы №2 и №10 остались без программного подзаголовка. Ф. Бузони позднее придумал им свои названия – «Fusees» для №2 и «Appassionata» для №10, но сегодня они очень редко используются. Более распространены в современной литературе заголовки, предложенные немецким издательством G. Henle Verlag. Издатели предложили именовать этюды по темпу, указанному композитором - Molto vivace (№2) и Allegro agitato molto (№10)
Как уже упоминалось, изначально Лист задумывал в своих этюдах охватить все мажорные и минорные тональности, однако остановился на половине пути. Эту задумку решил завершить русский композитор С. Ляпунов. В конце XIX столетия он написал свои 12 трансцендентных этюдов, в которых продолжил логику следования тональностей – с того самого момента, на котором полвека назад остановился величайший венгерский гений. Сочинения Ляпунова долгое время не вызвали у исполнителей интереса, но в последние годы они стали все чаще звучать в концертных залах.
Трансцендентные этюды есть и в творческом наследии британских композиторов. Так, известный пианист и музыкальный критик Кайхосру Шапурджи Сорабджи написал 100 пьес для фортепиано в период с 1940-1944 гг., объединив их таким заголовком. А вот Брайан Фернихоу в 1982-1985 гг. создал трансцендентные этюды для голоса и целого ансамбля инструментов – флейты, гобоя, клавесина и виолончели.
Этюды Листа мыслились им как цикл, он не предполагал их целостного исполнения. Одним из первых, кто отважился сыграть на концерте полностью два цикла его этюдов (Трансцендентные и по Паганини), был Ф. Бузони. Сегодня можно по пальцам пересчитать тех исполнителей, которые рискнут на такой концерт. А все потому, что исполнить все и сразу очень сложно, поскольку это требует от пианиста немалых сил и выносливости.
В литературе очень часто встречается название «Трансцендентные этюды» Листа, однако теоретики настаивают, что оно неправильное, так как меняет смысл, изначально заложенный в название композитором. Дело в том, что сам Лист озаглавил свои сочинения иначе – «Этюды трансцендентного исполнения», тем самым сделав акцент не на само произведение, а на его воспроизведение пианистом.
Несмотря на то, что Лист восхищался игрой Паганини и даже на основе его произведений создал свои этюды, между собой композиторы почти не общались. Они были знакомы, часто встречались в парижских домах, но не стремились завести дружбу. Историки считают, что причиной тому явились слишком разные взгляды гениев на искусство.
Технические задачи и музыкальное содержание Этюдов Листа
Ф. Лист создал свою классификацию технических трудностей: их 4 вида – октавы и аккорды, тремоло, двойные ноты, а также гаммы и арпеджио. Все они представлены в его этюдах. Причем композитор гармонично сочетает самые разные приемы и виды техники в одном сочинении, делая из него сложнейшее виртуозное концертное произведение. Например, в этюде № 1 C-dur он свободно сменяет гаммообразные пассажи широкими арпеджио, а в этюде № 4 d-moll сочетает двойные ноты и ломаное арпеджио.
Все листовские этюды разнообразны по своему содержанию. Некоторые из пьес даже имеют связь с литературными источниками или историческими событиями.
«Большие этюды по Паганини»
Пьесы этого цикла не имеют программных заголовков. В качестве основы для тематического материала этих этюдов Лист избрал некоторые каприсы из знаменитого цикла Н. Паганини для скрипки-соло («24 Capricci per il violino solo, dedicati agli artisti»). Он остановился на № 1, №№5-6, №9, №17, № 24, а также использовал тему рондо из Скрипичного концерта № 2 (h-moll) Паганини.
«Этюды трансцендентного исполнения»
Этюд № 3 (F-dur) под названием «Пейзаж», как считают биографы Листа, был создан под впечатлением от проникновенных лирических од В. Гюго. Стихотворение «Мазепа» этого же выдающегося французского драматурга вдохновило композитора на написание этюда №4 (d-moll), который носит одноименное название. Этюд №5 «Блуждающие огни» (B-dur) воссоздает фантастические причудливые образы, характерные не только для самого Листа, но для искусства романтизма в целом. Исследователи творчества легендарного маэстро полагают, что в этюде № 6 «Видение» (g-moll) Лист попытался изобразить сцену погребения императора Наполеона Бонапарта, в №7 «Героика» (Es-dur) воплотить яркие героические образы, к которым он уже обращался в своих грандиозных симфонических поэмах, а в №8 «Дикая охота» (c-moll) запечатлеть древнегерманский миф об охотниках. Связь с поэтическими образами присутствует и в № 9«Воспоминание» (As-dur), № 11 «Вечерние гармонии» (Des-dur) и № 12 «Метель» (b-moll).
Музыка Этюдов Листа в кинематографе
Этюды Ференца Листа не столь популярны среди режиссеров кинофильмов, в отличие, например, от его рапсодий. Тем не менее, некоторые из них все же звучат в фильмах разных лет.
Музыка Этюдов Листа в кинематографе
Этюд Фильм
№ 4 «Экспромт», 1991
«Шум леса» «Рут Оркин: кадры из жизни», 1996
№ 12 «Майерлинг», 2010
№ 39 «Вздох» «Зеленый шершень», 2011
Три концертных этюда «Нобуюки Цудзи в Карнеги-холл», 2012
№ 4 «Прощай, Дебюсси», 2013
№ 3 «Неиль Кантабиле», 2014, 6 серия
№ 12 «В равновесии», 2015
№ 1 «Защита уязвимых взрослых», 2017
Не будет преувеличением сказать, что после появления этюдов Ференца Листа история этого жанра разделилась на «до» и «после». Знаменитому композитору удалось создать эталон принципиально нового жанра – концертного этюда с высокохудожественными образами и глубокими философскими смыслами, который занял одно из главных мест в жанровой системе XIX столетия.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев