Виталий Шахназаров
Целый спектр лекарственных препаратов нуждается в строгом температурном режиме, который нужно обеспечить на всех этапах логистической цепочки. Объясняем, почему это трудно сделать, как подделывают данные и какие технологии сегодня решают проблему термоконтроля.
Объем мирового фармацевтического рынка логистики, согласно отчету GVR, в 2020 году оценивался в $73,3 млрд и, как ожидается, будет расти с 2021 по 2028 год со среднегодовым темпом роста 8,5%. В условиях пандемии правительства уделяют особое внимание медицинским учреждениям и обеспечению пациентов достаточным количеством лекарств. Как следствие, стимулируют развитие рынка фармлогистики.
Пандемия COVID-19 позволила ключевым фармацевтическим игрокам вложить значительные средства в исследования и испытания эффективных вакцин против вируса. Для таких препаратов требуется особая устойчивая цепочка поставок: важно не только обеспечить наличие препарата в заданной геоточке, но и проследить за соблюдением всех необходимых условий транспортировки.
Цепочки поставок фармпрепаратов подвержены рискам, связанным с фальсификацией температурных данных во время транспортировки, а также несоблюдением федеральных постановлений, стандартов и руководств. В результате игроки активно инвестируют в современные технологии — телематику и удаленный мониторинг, чтобы обеспечить безопасность и удобство на протяжении всей логистической цепочки.
Кроме того, пандемия подстегнула рост интереса к логистическим решениям, связанным с перевозкой препаратов в рамках холодовой цепи.
В ЕС сегодня около 80% фармацевтической продукции требуют транспортировки с контролируемой температурой.
Согласно отчету Biopharma, около $5 млрд из $17,5 млрд, потраченных на фармацевтическую холодовую цепь в 2020 году, были потрачены на упаковку и датчики температуры.
Почему данные о температурном мониторинге легко подделать
На сегодняшний день в фармлогистике отсутствует понятие целостности данных температурного мониторинга. Внутренняя кухня подготовки отчетов с этой информацией абсолютно непрозрачна. Теоретически весь путь лекарственного препарата должен сопровождаться температурным мониторингом. По факту это происходит не всегда, поскольку отсутствует четкий стандарт такого контроля.
Надежность собранных данных тоже вызывает опасения. Если они попадают в руки логистической или складской компании, то всегда есть риск их фальсифицирования. Причем инструменты для таких манипуляций довольно простые: даже если файлы максимально защищены, фотошоп никто не отменял. Таким образом, нет никаких гарантий того, что по завершении реализации всей логистической цепочки спонсоры клинических исследований или производители обладают достоверными данными температурной логистики препарата. Окончательное заключение по качеству фармпрепарата невозможно вынести ни на уровне оптовой продажи, ни на уровне госпитальной поставки.
Проблем, возникающих во время формирования логистической цепочки, достаточно. При использовании транспортных средств температурный мониторинг осуществляется практически бесконтрольно.
Оценку влияния температурных флуктуаций на качество лекарственного препарата должна осуществлять компания-производитель, которая обладает полной информацией о стабильности препарата, неизменности его свойств и качеств. Но на практике этого не происходит. Проводить температурный мониторинг каждой поставляемой партии препаратов технически невозможно, а экономически — весьма затратно.
Почему в России мониторинг до сих пор невозможен
В России государственные органы не спешат вводить дополнительное лицензирование для внутренней транспортировки, которое бы позволило применять обязательные требования к транспортным средствам, перевозящим лекарственные препараты. Поэтому производители лишены возможности на законных основаниях применять правильные, хоть и рекомендательные по характеру, указания ВОЗ и прочих компетентных организаций.
По тем же причинам сегодня не рассматривается и вариант использования унифицированной государственной системы. Внедрение какой-либо автоматизированной системы будет сопряжено с серьезными финансовыми затратами, что может привести к повышению рыночных цен на лекарственные препараты. К такому развитию негативно относятся все: участники рынка, государственные органы и население. Хотя именно в интересах последнего – получить качественный и эффективный препарат.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев