#Сокровища_БиблиотечногоМузея
#Николаевская_Сельская_Библиотека
Продолжаем нашу виртуальную экскурсию по библиотечному музею, дорогие друзья! Сегодня представляю вам женский праздничный пояс начала 20 века, сотканный на крОснах (домашний ткацкий станок) из крашеных шерстяных нитей. Для меня этот экспонат представляет особую ценность потому, что изготовлен он умелыми руками моей бабушки, Шеденко Матрёны Павловны, в девичестве носившей фамилию Жура. Такие пояса носили уроженки южных губерний России и Малороссии. Слово «пояс» происходит от старославянского «поять» что значит «обнять», или общего для славянских языков «поясати» «опоясывать», которое, в свою очередь, является производным от древнерусского «ясало» (пояс). Также использовали названия кушак (мягкий широкий пояс), подпояска, опояска, поясок.
Значение пояса , как важной детали одежды, трудно переоценить. Наверняка многим из вас приходилось слышать такие поговорки: «И наго и босо и без пояса», «Все мы по пояс люди», «Подпоясанного человека бес боится», — эти русские пословицы точно передают, какое важное значение наши предки придавали поясу. Пояс присоединял человека к обществу, обозначал его социальный статус и при этом создавал границы, в которых человек был защищён. До нашего времени дошло понятие «распоясаться», что и сейчас означает вести себя неприлично.
Пояс, который я вам сегодня представляю , довольно широкий - 8 сантиметров, его длина составляет 2 метра 30 сантиметров. Он изготовлен более ста лет назад и хранит память нескольких поколений носивших его людей. Такие вещи достойны музейных экспозиций и нашего внимания.
https://tatarskbiblioteka2.wixsite.com/bibliot-proorintac
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1