* Наиболее интересной и разнообразной представляется центральная часть оформления сундука. Она представляет собой некий образ эволюционирующий от классического изображения дерева до букета цветов или даже вазы с фруктами.
* Наиболее архаичным нам представляется изображение дерева как универсального архетипического символа. Несмотря на схематичность изображения, это, как правило, дерево лиственное, и в некоторых случаях, явно – береза – традиционно считающаяся девичьим деревом.
* Обращает на себя внимание множественность форм цветущего куста, замещающего дерево. В Нижегородской свадебной обрядности наряженный куст и сундук были кульминацией девичника. Куст – олицетворение девичьей красы,- и свадебный сундук выкупались вместе. Нам представляется, что при разрушении обряда, эти два символа разъединились. В середине ХХ в. каждый из этих компонентов ритуала существовал отдельно. В южных районах, где экономика традиционно опиралась прежде всего на земледелие, выкуп куста сохранялся до 70-х гг., но приданное невесты переносили в руках. Куст при этом часто называли просто «цветок». А промысловое Поветлужье, где сундучный промысел не прерывался ввиду дефицита мебели, в частности, модных шифоньеров, сохранило как раз вывоз и выкуп красочного свадебного сундука. При этом образ куста стал чаще использоваться в сундучной росписи. Это подтверждается характером изображение куста: обычно он представляет собой ветки, исходящие от одного ствола (как у репейника), покрытые фантазийными цветками.
* Особое внимание хотелось бы обратить на размещение цветка или дерева в композиции. Устойчивым является их расположение на горе.
* Известно, что после выкупа куст (цветок) везли прикрепленным к дуге лошадиной упряжки. Несмотря на то, что сами художники никак не интерпретируют гору-дугу, можно предположить, что этот фрагмент композиции является устойчивым архетипическим взглядом на свадьбу как на стремление к высшей точке или достижение высшей точки в жизни женщины. Этим же можно объяснить и укрепление свадебного куста на дуге в южных районах.
* Верхняя часть центральной композиции часто оформляется симметричными элементами, как бы обрамляющим накидную петлю замка.
* Часто внизу писалась дата – это и год создания сундука и год свадьбы, к которой он покупался. Гораздо реже встречается имя. Оно появлялось только тогда, когда сундук делался на заказ, а не для продажи на базаре. Можно отметить, что вся роспись заключалась в рамку – простую линейную или орнаментальную, иногда в отдельную рамку заключалась и центральная часть композиции.
Изредка можно встретить экзотические изображения, некую попытку отойти от традиции.
До 60-х годов промысел процветал и был востребован, т.к. сундук оставался в быту основным хранилищем одежды. По мере повышения благосостояния советского крестьянства, сундуки заменялись шифоньерами, но их производство продолжалось, поскольку в Поветлужье сундук оставался важной частью традиционного свадебного обряда.
* В качестве непременной составляющей приданого невесты сундуки производили даже и в 80-х гг. С появлением в нашем быту комодов и шифоньеров сундуки перестали быть насущной необходимостью, но в деревнях и селах Поветлужья они встречаются и в наши дни. «Это еще бабушкин сундук, это – мамин, а этот – мне на свадьбу купили в Воскресенском», – вспоминают хозяйки. Может, потому и хранят бережно, что сундук не просто мебель, а часть истории семьи.
Нет комментариев