Можно заметить, что псиллы опять связаны со своими соседями насамонами, только если у Геродота последние просто заняли пустующие земли, то у Плиния исчезновение псиллов связано с войной двух ливийских народов. Но, как пишет Плиний, потомки псиллов живут и нынче.
Псиллы в римской литературе считаются заклинателями змей и неуязвимыми для змеиного яда. Способ не родились ли дети от результата адюльтера выглядит действительно интересным способом сохранить своё необычное свойство у псиллов , но имеет смысл только лишь, если жена псилла изменила ему с кем-нибудь, кто не имеет таких свойств организма.
Замечание Плиния о «прелюбодейской крови» (adulterino sanguine) не совсем проясняет то ли змеи не избегают вообще любого человека, родившегося от прелюбодейской связи, то ли ребёнка, родившегося от связи женщины из племени псиллов с чужаком, отчего ребёнок частично или полностью лишается своих свойств.
Так или иначе, племя псиллов упоминается в римской литературе в качестве народа, не боящегося укусов змей. В древнеримской поэме «Фарсалия» Лукана (11) псиллы бескорыстно помогают римским солдатам, пострадавшим от укусов змей:
"В стране Мармарикской
Псиллы живут, заклинатели змей, — и было то племя
Неуязвимо для них: заклятья их мощны, как травы;
Самая кровь тех людей не подвержена ядам, не надо
Им и магических слов. Природа тех мест повелела,
Чтоб, проживая меж змей, они не могли отравиться.
Только на пользу им шло, что дома их средь яда стояли:
Жили со смертью в ладах. И крови своей доверяли
Очень: когда выпадал при рожденьи младенец на землю,
Аспид смертельный служил испытанию этого плода, —
Если боялись они вмешательства чуждой Венеры.
Птица Юпитера так из согретых яиц, напоследок
Выведя голых птенцов, обращает их клювом к востоку:
Те, что способны терпеть лучи и могут на солнце,
Глаз не спуская, глядеть, — остаются на службе у неба;
Тех, что пред Фебом дрожат, — бросает орлица: так псиллы
Могут свой род доказать, если, змей не страшася, ребенок
Станет с гадюкой играть, которую дал ему старший.
Но не одну безопасность свою хранит это племя:
И о гостях печется оно, всегда помогают
Псиллы и людям другим от опасных чудовищ".
Лукан «Фарсалия», IX.891-911 (284: с.223-224)
У римского писателя II века нашей эры Диона Кассия (12) псиллы — уже не народ, а, скорее, наследственная профессия, причём женщин среди них вообще не бывает. Но в то же время он упоминает о семьях псиллов из чего можно предположить, что псиллы как профессия не может быть женской, но, тем не менее,в качестве этнической принадлежности может. Он упоминает об этом племени в 60 книге «Римской истории», в рассказе о самоубийстве Клеопатры:
"Когда Цезарь узнал о смерти Клеопатры, он был потрясен: он осмотрел ее тело и велел попытаться вернуть ее к жизни с помощью разных противоядий и псиллов . Псиллами называются мужчины (женщины псиллами не бывают), которые могут высасывать змеиный яд из ран людей, только что укушенных змеёй, но еще не умерших; если их самих укусит любая змея, им это никакого вреда не принесет. Это свойство передается по наследству в одних и тех же семьях: новорожденных детей либо кладут вместе со змеями, либо бросают змеям их пеленки; змеи не могут укусить новорожденного ребенка, а, соприкасаясь с его пеленками, впадают в оцепенение. Вот как это происходит".
Дион Кассий «Римская история» LI.14 (660: с.132-133)
Гай Юлий Солин (13) не сообщает фактически ничего нового:
"За гарамантами обитали псиллы , необычайной крепостью тела вооружённые против вредоносного яда. Только они не гибли от змей, даже смертоносные укусы которых нисколько не отражались на их здоровье. Своим новорожденным они подкладывали змей: если зачатие было бесчестным, то гибель младенца бывала наказанием за вину матери. В противном же случае отцовская кровь ограждала ребёнка от гибели. Так законность происхождения своего потомства они подвергали суду ядов. Но псиллы были завоёваны насамонами и исчезли, оставив после себя только память".
Солин «Собрание достопримечтаельностей», XXVII.41-42 (62: с.206)
Речь, скорее всего, идёт о свойствах, которые передаются по рождению только через отцов. Для патриархального общества это достаточно обычное явление. Но всё же ни одно сообщение не проясняет что случается когда жена псилла изменит ему с другим псиллом , чья кровь также прекрасно защищает от змей.
Но как для римлян народ псиллов был не то, чтобы фантастическим, но точно необычным, чужим народом, которому приписывались другие, чем у римлян свойства, так и в самом рассказе мы видим своего рода превентивные меры самих псиллов от смешивания с чужими народами.
Страбон (14) дважды упоминает псиллов . Первый раз в качестве существующего племени, описывая Ливию (189: XVII.3.23, с.770) . Второй куда более интересен. Это рассказ про уже упоминавшееся в контексте сообщения о псиллах Плиния племя офиогенах (буквально по-гречески, "рождённые змеёй") возле Дарданелл:
"Парий — приморский город с гаванью большего размера, чем у Приапа, и даже увеличившийся за счёт Приапа. Ибо жители Пария, угодничая перед Атталидами, под властью которых находилась область Приапа, отрезали с разрешения царей большую часть этой территории. Здесь передают мифический рассказ о том, что офиогены находятся в каком-то родстве со змеями; рассказывают, что их мужчины исцеляют укушенных змеями непрерывным прикосновением подобно заклинателям; сначала они переносят на себя синяк от змеиного укуса, а затем прекращают воспаление и боль. Согласно мифу, родоначальником племени был какой-то герой, превратившийся из змеи в человека. Может быть, это был один из ливийских псиллов , «сила» которого перешла на некоторое время в его род".
То, что Страбон сам делает предположение о происхождении племени офиогенов от псиллов показывает, что псиллы были были самым известным подобным племенем. В пользу того, что псиллы были не только далёким и удивительным ливийским племенем, а чем-то более прозаичным и повседневным свидетельствует Плиний Старший, упоминая о том как псиллы хотели завезти ядовитых скорпионов в Италию для своей собственной выгоды, но не преуспели, так как скорпионы не выживали при климате более холодном, чем на Сицилии (112: XI.89, p.486-487) . Действительно ли псиллы или люди, называвшие себя этим именем и зарабатывавшие лечением змеиных укусов, пытались сделать подобное неизвестно, но во всяком случае их в этом подозревали.
В средневековой литературе псиллы стали одним из удивительных народов, которыми изобилуют окраины известной земли. Их главной чертой стала их единственная фантастическая черта — невосприимчивость к ядам змей. Псиллы изображаются, как правило, в момент проверки своих новорожденных детей или, точнее будет сказать, верности своих жён, предлагая своих детей змеям. Именно этот процесс изображён на Херефордской карте (15) (658: p.102-103).
КОММЕНТАРИИ: 1.
И когда они оказались в песчаной пустыне, поднялся южный ветер и засыпал их песком
Геродот упоминает здесь песчаную бурю, уничтожившую луга псиллов.
2. Большой Сирт
Комментарии 2