КРЕСТЬЯНСКИЙ БЫТ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ.
#Россия_которую_они_потеряли Во времена Российской империи, в эпоху правления Александра II, профессор Петербургского земледельческого института Александр Николаевич Энгельгардт, в связи со студенческими волнениями был арестован и выслан в Батищево в Смоленской губернии. Там у него имелось собственное имение, где он самостоятельно вел свои дела и хорошо на практике познакомился в жизнью деревни того периода, это конец 1870-х годов:
«А теперь я живу в деревне, в настоящей деревне, из которой осенью и весной иной раз выехать невозможно».
«Если кто-нибудь, не знакомый с мужиком и деревней, вдруг будет перенесен из Петербурга в избу крестьянина «Счастливого уголка», и не то, чтобы в избу средственного крестьянина, а даже в избу «богача», то он будет поражен всей обстановкой и придет в ужас от бедственного положения этого «богача». Темная, с закоптелыми стенами (потому что светится лучиной) изба. Тяжелый воздух, потому что печь закрыта рано и в ней стоит варево, серые щи с салом, и крупник либо картошка. Под нарами у печки теленок, ягнята, поросенок, от которых идет дух. Дети в грязных рубашонках, босиком, без штанов, смрадная люлька на зыбке, полное отсутствие какого-либо комфорта, характеризующего даже самого беднейшего интеллигентного человека». Все это поразит незнакомого с деревней человека, особенно петербуржца...»
«Относительно употребления в пищу тухлых веществ, все дело в привычке, крестьяне, например, не привыкли есть сыр. Мужик ни за что не станет есть сыр, не выносит его запаха и удивляется, как это господа «могут есть эту сыру», дух-то от нее какой!.. Тот же мужик, который не станет есть сыр, ест тухлые яйца… мужик будет есть ржавую селедку, тронувшуюся коренную рыбу, давшую дух солонину.
Все сходит. Ели и едят тухлую рыбу, тухлую солонину. Ничего.»*
Теперь перенесёмся и во времени и в пространстве. 1912 год. Значительные области Российской империи охвачены голодом. В составе отряда помощи голодающим Поволжья находится православный медик Л.Н. Липеровский, которому выпало судьбой столкнуться с реальностями крестьянского быта:
«Большинство крестьянских жилищ представляли из себя глиняные мазанки с земляным полом и глиняным потолком и имели чрезвычайно жалкий вид. Сплошь и рядом мне приходилось входить в мазанки, где с первого момента решительно ничего нельзя было разобрать.
Темно, смрад, из маленького окошечка, затыканного тряпьем, едва брезжить свет, под ногами что-то липкое и сырое. Когда привыкнешь к полумраку, то видишь печь, огромную кровать с грудой тряпья, около кровати — корова, ягнята; на печи дети, кто в чем: кто без штанов, кто в одной кофтенке. Под грудой лохмотьев кто-то ворочается — это хозяин дома: у него тиф. Во многих мазанках по нескольку дней не топили печь, потому что не было «кизяков». Во многих избах меня окружали и, понуря голову, жаловались, что у них «мочи больше нет» и что они уже 2-3 дня ничего не ели. В печи я сплошь и рядом находил только один чугун с тепловатой, соленой водицей, в которой плавали какие-то крохи, не то картофеля, не то хлеба. У иных крестьян был ржаной хлеб, но только он один; никакой горячей пищи, щей, похлебки и в помине не было».
«…все на печи шевелилось от никогда мною невиданного обилия тараканов; во мне явилось чувство омерзения и ужаса… Я указал хозяину дома на то безобразие, которое делается у него на печи. Но он удивился моему изумлению: «Что ж, это безбилетные, — они ничаво!»»
«…грязь и отсутствие всякой гигиены в избах…»**
Судя по этим повествованиям, за 40 лет в Российской империи для сельского быта в деревне не изменилось практически ничего. Убогое жильё, жизнь вместе со скотом в одном помещении, антисанитария и т.д.
P. S. Ну, в общем, Россия, которую мы потеряли.
*Источник: Энгельгардт А. Н. Из деревни. 12 писем. 1872—1887. — М.: Гос.изд-во сельскохозяйственной литературы, 1956.
** Л. Н. Липеровский 1912 год. Данный текст, впервые был опубликован Московским Обществом Грамотности. Комиссия школьных столовых. Помощь голодающим в 1912-м году. Москва, Типография П.П. Рябушинского, 1913 г
1891 - 1892 годы. Российская империя. Народная столовая в деревне Пралевке Лукояновского уезда.
Автор: Максим Дмитриев.
Комментарии 2