«Иволга», «Стерх» и «Чайка»
О необходимости возрождать отрасль экранопланостроения снова заговорили в начале 2000-х годов, а в 2007 году Сергей Иванов, занимавший тогда пост министра обороны России, объявил о разработке целевой госпрограммы. Согласно этому документу, в Нижнем Новгороде на базе Центрального конструкторского бюро имени Алексеева планировалось развернуть производство экранопланов. Впрочем, документ так до ума и не довели, а ЦКБ имени Алексеева сегодня занимается разработкой новых экранопланов в инициативном порядке. В 2000 году ОКБ «Сухого» представило экранолет С-90, способный перевозить до 4,5 тонн грузов на высоте от 0,5 до 4000 метров.
Кроме того, сегодня «Арктическая торгово-транспортная компания» занимается выпуском пассажирских пятиместных экранопланов Aquaglide-5, а Научно-производственная компания «Трэк» собирает экранопланы «Иволга». Последние, к слову, используются российским Министерством чрезвычайных ситуаций. Но в целом, экранопланы широкого применения пока не нашли. Тем не менее, несколько российских компаний в последние годы стали уделять больше внимания разработке судов, способных передвигаться на «экране». Так, в начале 2000-х годов Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени Бериева занимался разработкой проекта Бе-2500 «Нептун».
Проект предполагал создание сверхтяжелого гидросамолета-экранолета (экраноплана, способного переходить в самолетный режим полета), грузоподъемность которого составляла бы около одной тысячи тонн. Такой аппарат должен был получить крыло размахом 125 метров и фюзеляж длиной 115 метров. Предполагалось, что экранолет сможет развивать скорость до 450 километров в час в режиме экраноплана и до 750 километров в час — в режиме самолета. Дальность полета нового аппарата могла составить около 16 тысяч километров. О судьбе этого проекта в настоящее время неизвестно.
В 2013 году компания «Орион» представила экраноплан «Стерх-10», который планировала принять на вооружение Пограничная служба ФСБ России. Масса новой машины, способной перевозить до 20 человек, составляет десять тонн. «Стерх-10» может совершать полеты в экранном режиме на высоте шести метров, однако наиболее эффективным режимом является полет на высоте от 0,8 до 1,5 метра. Экраноплан способен развивать скорость до 250 километров в час. Согласно техническому заданию Министерства промышленности и торговли России, заказавшего разработку «Стерха», экраноплан уже в 2015 году должен был заменить устаревшие пассажирские самолеты Ан-24 и Ан-28. Однако этого не произошло.
В 2015 году представители ВМФ России объявили о том, что военные уже сформировали тактико-техническое задание на разработку нового экраноплана, в основу которого планировалось положить проект «Луня». Тогда же заявлялось, что опытно-конструкторские работы по новому проекту уже ведутся, а серийное производство аппаратов может начаться после 2020 года. Статус этого проекта в настоящее время тоже неизвестен, впрочем, как и другого, тоже объявленного в 2015 году. В этом проекте, разрабатываемом ЦКБ имени Алексеева, речь шла о намерении создать универсальную платформу океанского экраноплана. Взлетная масса этого аппарата должна составить около 500 тонн.
В начале 2017 года подмосковный Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского провелпродувочные испытания модели тяжелого транспортного экранолета. Предполагается, что этот аппарат сможет перевозить большие объемы грузов на расстояние тысяч километров. Испытания модели в аэродинамической трубе прошли успешно и показали, что новый экранолет сможет эффективно выполнять полеты над разными типами поверхности: льдом, водой и землей. Аппарат будет способен выполнять межконтинентальные перелеты. Точные данные о дальности полета не уточняются; межконтинентальной дальностью считается дальность не менее 5,5 тысячи километров.
Большую часть полета экранолет будет находиться в зоне действия экранного эффекта на высоте от трех до 12 метров от поверхности. Благодаря этому аппарат будет тратить меньше топлива. Взлетать и садиться экранолет сможет с обычных взлетно-посадочных полос. Согласно предварительному проекту, новый экранолет получит несущий фюзеляж и относительно короткое крыло. Экранолет сможет перевозить грузы, в том числе и в стандартных грузовых контейнерах, общей массой до 500 тонн. Проектом экранолета предполагается использование криогенного топлива — сжиженного природного газа.
В свою очередь экраноплан, разрабатываемый компанией «Радар ММС», сможет перевозить пассажиров и грузы общей массой до 15 тонн. В настоящее время по проекту, получившему название «Чайка», проводятся дополнительные расчеты и испытания уменьшенных моделей. Технические подробности о проекте не раскрываются. Разработчики ожидают, что полноценный летный образец «Чайки» появится в 2019-2020 годах. Однако как будет на самом деле, сказать пока сложно. Дело в том, что у небольших компаний-перевозчиков потребности в экранопланах нет из-за маленьких объемов грузоперевозок. Крупным же фирмам выгоднее отправлять сотни тонн грузов специальными судами.
Несмотря на неоднократные заявления российских властей, реальных шагов в сторону развития экранопланостроения пока сделано не было. В этих условиях, вероятно, суда, способные передвигаться на «экране», широкого распространения не получат, так и оставшись на уровне мелкосерийного производства небольших аппаратов.
Комментарии 16
Создатель уже выразил свое мнение,что это самое лучшее было на земле где процветала Любовь,Равноправие,Дружба между народами,п капитализм несёт одни войны и уничтожение.Он боится возврата Советского строя т.к.придется отвечать за все,а у него этого все полная тележка с прицепом.