На фото: Ада Занегина перед войной.
...Враг подходил к Смоленску. Из города отправлялись последние эшелоны с эвакуированными. В одном из них были дети — более ста малышей из Сычевской детской глазной больницы вместе с главным врачом Полиной Терентьевной ЗанегиноЙ. Путь их отсюда до сибирской станции Марьиновка вышел долгим — более месяца.
Дети военного лихолетья взрослели быстро. В шесть лет Ада уже знала, что такое война. В омскую деревушку Усовка, где разместили детскую больницу, тоже приходили «похоронки», долетали тревожные вести с фронта. Взрослые помогали победе чем могли — сутками работали, посылали бойцам посылки с теплой одеждой и продуктами, собирали средства на танк «Омский колхозник». Полина Терентьевна целыми днями пропадала в больнице, а Ада терпеливо ждала ее, перебирая лоскутки, баюкая тряпичную Анюту. Она мечтала о настоящей кукле — большой, нарядной, с закрывающимися глазами. Такую красавицу увидела она перед войной в витрине магазина и потихоньку стала собирать на нее деньги. Но как-то вечером спросила у матери:
— А сколько стоит танк? Я не хочу куклу, лучше я куплю танк и пошлю его папе на фронт.
— Дорого, дочка,— едва сдержав слезы, ответила Полина Терентьевна.— Не хватит наших с тобой денег
— А если все девочки и мальчики отдадут из копилок свои деньги, на них можно будет купить танк?
— Ну, если все, то можно,- улыбнулась Полина Терентьевна.
И вскоре в редакцию газеты «Омская правда» принесли конверт, в котором оказались деньги и письмо: «Я Ада Занегина. Мне 6 лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевки Смоленской области. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера и тогда мы поедем домой. Мама отдала свои сбережения на танк. Я собрала деньги на куклу, а теперь Отдаю их на танк.
Дорогой дядя редактор! Напиши в своей газете всем маленьким детям, чтобы они отдавали деньги на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьет врага, мы вернемся домой».
Письмо было опублико¬вано в газете, и в редакцию посыпались конверты, надписанные неровным детским почерком. «Мне папа с фронта прислал 136 рублей на новые сапоги,—писал шестилетний Адик Солодов,—но я еще похожу в старых ботиночках...» «Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко» — такую приписку к денежному переводу сделала Тамара Лоскутова.
В областном отделении Госбанка был открыт счет №350035. Дети — дошкольники, октябрята и пионеры начали сбор средств на танк «Малютка», Каждый из них расстался не просто с деньгами, а с мечтой о желанной игрушке или необходимой вещи. И все-таки дети отдавали свои накопления с радостью: ведь они помогали фронту. Гитлеровские генералы, строя планы быстрого захвата нашей страны не учли, что защищать Coветскую Родину будут даже дети.
Письма Аде Занегиной, собранные сейчас юными следопытами Омского дворца пионеров, нельзя читать без волнения. Таня Чистякова написала свое письма на старом листке календаря за 1942 год: «Дорогая незнакомая Девочка Ада! Мне только пять лет, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, а потому с радостью даю. деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага». Поступления в фонд «Малютки» были разные. Комсомолка Маруся Степаненко отдала свой месячный заработок. А ребятишки из Детского сада совхоза «Ново-Уральский» подготовили платный концерт и перечислили в Гос¬банк заработанные 20 рублей. Деньги поступали почти ежедневно: рубли, даже мелочь, что была в ребячьих копилках! Скоро собранные средства переве¬ли в Фонд обороны. В мае 1943 года в адрес юных омичей пришла телеграмма от Верховного Главнокомандующего: «Прошу передать дошкольникам города Омска, собравшим на стро¬ительство танка «Малютка» 160 886 рублей, мой горячий привет и благодарность Красной Армии».
Осенью 1943 года советские войска освободили смоленскую землю от фашистов. Полина Терентьевна и Ада вернулись в родную Сычевку. Отец Ады, старший лейтенант, танкист Александр Занегин, пал смертью храбрых в бою под Курском. Не суждено было сбыться мечте Ады о том, чтобы отец воевал на «Малютке». Долгое время Занегины вообще не знали, был ли построен танк и участвовал ли он в боях.
Помогли омские следопыты. После долгих поисков они разузнали, что танк был сделан и воевал на нем сержант 56-й танковой бригады . Екатерина Петлюк. К сожалению, никто из воинов, не знал, почему он так называется. Может быть потому, что сама Катя Петлюк была маленького роста? «За первый же бой, - пишет о механике-водителе Маршал Советского Союза Й. И. Якубовский, — она поручила благодарность. Вскоре была награждена орденом Красной Звезды, а позднее, за отличие в боях под Орлом,— орденом Отечественной войны».
В хронике Сталинградской битвы есть кадры, запечатлевшие сдачу в плен генерала-фельдмаршала Паулюса. Среди растянувшихся танковых колонн у раз¬рушенного универмага, из подвалов которого выходили генералы разбитой гитлеровской армии, стрит легкий Т-60 с надписью «Малютка».
Комментарии 7