Ермакова Н., Штильман С. «А я останусь»
Если уехать в тыл не получается и..не хочется: начать самостоятельную жизнь в нежные пятнадцать лет.
Эта книга, изданная в серии «Лауреаты Международного конкурса имени Сергея Михалкова». Повесть «А я останусь» написана по реальным событиям, отчего воспринимается еще более трогательно. Осенью 1941 года жизнь вполне себе благополучной и интеллигентной семьи из родителей и двух несовершеннолетних детей разделилась на «до» и «после». Отец уходит добровольцем на фронт, несмотря на физическое увечье, мать и дети должны ехать в эвакуацию из Москвы, но…не добираются до нее полным составом. Пятнадцатилетняя Надя, старший ребенок в семье, по детской наивности решает доказать, что не пропадет одна в большом городе, что в ее силах следить за домом, уйти из школы работать на фабрику и приносить пользу солдатам своим трудом, а самое главное – быть возле понравившегося мальчишки. Да, первая любовь застилает глаза, что сложно трезво мыслить. Но военное время расставляет всё на места, снимая розовые очки. Наде приходится столкнуться с мародёрством своей квартиры, принять ответственность не только за себя, но и за вверенных ей соседей, работать по 12 часов в сутки и наладить быт, когда существование возможно лишь под звуки воздушных сирен и на ограниченные продовольственные карточки. История простирается с 1941 года до 1944го, за год до завершения военного положения в стране и несет, несмотря на все происходящие вещи, луч света и надежду, которая не сходит с героев книги. За четыре года взрослеет сама Надя, меняется ее окружение, перестраиваются приоритеты, но остается вера в лучший исход. Без веры вообще сложно выжить.
Книги о Великой отечественной войне – это сложно. Преподнести историю о войне для подростковой аудитории – сложнее десятикратно. Авторы не утяжеляют повествование множеством потерь, безусловно имеющихся, но и не обходят темную сторону – на страницах книги читатель столкнется и с воровством, и с бомбоубежищами, и с похоронами, и с инвалидами после ранений и их вредными пристрастиями, в которых те топят свое отчаяние и злобу на новую жизнь.
Почти восемь десятков лет, а кажется, будто нас сейчас окружают другие дети, другие взрослые, другие мысли и совсем другие приоритеты. Что значит пятнадцатилетний человек сейчас? Сущий ребенок, не более. Но человек пятнадцати-шестнадцати лет в то время – представляется иначе. И чтобы понять эту разницу, авторы знакомят (думаю, что для многих современных детей это будет уже непонятным без пояснений) и с понятиями «бронь», «коммуналка», «барак», «буржуйка» и пр.
Возрастной ценз 12+, очень мягкое повествование, замечательные иллюстрации Н. Курбановой, лаконичное оформление серии от А. Рыбакова – книгу хочется советовать и младшему поколению и даже взрослому.
Нет комментариев