Гала, настоящее имя Елена Ивановна Дьяконова
(7 сентября 1894 — 10 июня 1982) — жена Поля Элюара, любовница Макса Эрнста, позднее жена, муза и модель Сальвадора Дали. Фигурирует на некоторых его полотнах как Градива.Подруга детства Цветаевой, гадалка, вдохновительница гениев и другие малоизвестные
факты о музе Сальвадора Дали.
«Муза-чудовище» Сальвадора Дали, Гала овеяна мифами и домыслами. Художник превратил ее образ в символ, лишенный всего человеческого. Однако Гала была живой женщиной из плоти и крови, со своими слабостями и странностями – и ее жизнь вовсе не была пустой и скучной до встречи с Дали.
Считается, что именно Дали дал Елене Дьяконовой прозвище «Гала» - праздник. Это неверно – имя Gala с ударением именно на последнюю гласную ей дал первый муж, поэт Поль Элюар. Однако Галой, Галей или Галиной музу короля сюрреализма звали дома, практически с рождения. Ее матери очень нравилось это имя, однако отец был против. Одно из ранних стихотворений Марины Цветаевой, «Мама в саду», посвящено некой Гале Дьяконовой – это и есть Гала. По наиболее распространенной версии, Гала появилась на свет в Казани, в дальнейшем семья переехала в Москву.
И это посвящение произошло при личной встрече: «Тебе нравится мой стих? Дарю его тебе». Елена-Галина Дьяконова училась в гимназии им.Брюхоненко с Анастасией Цветаевой и была с ней очень дружна. Гала в юности часто заходила к Цветаевым в гости – ей нравилась интеллектуальная атмосфера в их доме. Анастасия очень привязалась к Гале. С Мариной у них сложились менее близкие отношения. Во время поездки в Москву уже со своим супругом Элюаром Гала смогла встретиться со своей детской подругой. К сожалению, виделись они в последний раз.
Она никогда не была верна в браке, но ее мужья не возражали. Гала была в длительных и драматичных отношениях с выдающимся художником-сюрреалистом Максом Эрнстом, еще будучи замужем за Полем Элюаром – они некоторое время открыто жили втроем.
Супруг Гала даже некоторое время чувствовал себя счастливым в этих тройственных отношениях – он искренне восхищался новым возлюбленным Галы, писал о своей любви к Эрнсту. Тристан Тцара говорил, что у Элюара вообще был фетиш на любовные треугольники, его подстегивали и вдохновляли отношения жены с другими мужчинами, он даже сам находил ей новых любовников.
Этот роман способствовал творческому подъему и у Макса Эрнста – Гала умела и любила «подпитывать» мужчин. Но все кончилось взаимным разочарованием, у Элюара случился нервный срыв, и союз распался. Впрочем, дружба (или любовь?) Эрнста и Элюара выдержала это испытание.
Гала познакомилась с Полем Элюаром еще в семнадцатилетнем возрасте. Их отношения длились почти два десятилетия, и даже после официального развода они оставались друзьями. В этом браке была и настоящая страсть, и выматывающая скука, преданность и предательство – и ребенок. Гала мало общалась с собственной матерью и плохо представляла, как нужно воспитывать ребенка, у нее не возникло никаких сильных чувств к дочери Сесиль, и она препоручила ее заботам матери Поля.
Однако, например, роковая встреча с Дали в Кадакесе состоялась в присутствии девочки. Детство Сесиль прошло в окружении звезд сюрреализма – Ман Рэй фотографировал ее, Макс Эрнст рисовал… В дальнейшем Сесиль всячески избегала публичности. Единственным художником, с которым ее связывала действительно теплая дружба, был Пабло Пикассо – остальных друзей отца она считала невыносимо скучными. Так, невидимо и тихо, без скандалов и громких заявлений, Сесиль Элюар, дочь Гала, прожила почти сто лет.
Гала в юности лечилась от туберкулеза и очень боялась рецидива. Любовь к деньгам, за которую Гала осуждали и высмеивали, была вызвана во многом этой тревогой. Браки с творческими людьми поначалу не способствовали богатству, а бедность только расшатывала ее хрупкое здоровье. Постоянным спутником Гала был чемодан с лекарствами. В зрелые же годы, будучи уже финансово обеспеченной, Гала озаботилась сохранением молодости. Она ярко и сильно красилась, носила парики, делала пластические операции и проходила курсы омолаживающей терапии.
Многочисленные процедуры по омоложению, в те годы гораздо менее безопасные, чем сейчас, негативно повлияли на состояние здоровья Гала в пожилом возрасте. В копилке средств по поддержанию молодости оказались и молодые мужчины – чем старше становилась Гала, тем моложе были ее новые возлюбленные .
Еще в молодости она тушевалась под ненавидящими взглядами друзей Поля Элюара – поэтов, переживших войну и стремившихся творить нечто «подлинное» и «героическое». Гала с ее любовью к красивым вещам казалась им буржуазной.
На момент знакомства с молодым художником Сальвадором Дали ей исполнилось 36 лет. Он был на 11 лет моложе, никогда не вступал в интимные отношения с женщинами и панически их боялся. Гала пробудила в нем чувства, которых раньше он не испытывал. По его признанию, она не только вызывала страсть, но и разжигала творческие способности. Он называл ее «демонесса моего гения».
Гала не только дарила мощный заряд вдохновения художнику, но и была его менеджером, создателем «бренда» Дали. Среди ее знакомых было немало влиятельных и состоятельных людей, которым она предлагала вкладывать деньги в творчество мужа. Он подписывал картины «Гала-Сальвадор-Дали», уже не мысля своего существования без своей музы, а она убеждала его: «Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть, мой мальчик».
Впрочем, не все разделяли восхищение художника. В прессе о нем и его музе писали: «Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувственный художник был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно стремящейся в верха хищницей, которую сюрреалисты окрестили Гала-Чума». Ее называли «алчной валькирией» и «жадной русской потаскухой».
Гала никогда не отказывала себе в удовольствиях, на что ее муж реагировал спокойно: «Я разрешаю Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает». А она заявляла: «Жаль, что моя анатомия не позволяет мне заниматься любовью сразу с пятью мужчинами». И чем старше она становилась, тем моложе были ее любовники, и тем большим было их количество.
Когда она почувствовала приближение старости, попросила Дали приобрести для нее средневековый замок в Пуболе, где устраивала настоящие оргии. А мужу было дозволено являться туда только по специальному письменному приглашению. И даже это, по его признанию, ему понравилось: «Это условие польстило моим мазохистским наклонностям и привело меня в полный восторг. Гала превратилась в неприступную крепость, какой и была всегда. Тесная близость и, особенно, фамильярность способны угасить любую страсть. Сдержанность чувств и расстояние, как показывает невротический ритуал рыцарской любви, страсть усиливают».
В 1982 г. Гала неудачно упала, сломав шейку бедра. Ее здоровье уже было слабым, в последние дни в клинике она страдала от сильной боли, и вскоре скончалась. Дали усадил ее на заднее сиденье «кадиллака» и отвез в их семейный склеп в Пуболе. Художник пережил свою музу на 7 лет, но это была не жизнь, а медленное угасание и прогрессирующее безумие
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев