(28 ноября 1880 - 07 августа 1921 - 40 л)
Александр Блок: "У меня было две женщины - Люба и "все остальные"
БЛОК И ЛЮБА
С Любочкой они были знакомы с детства и часто детьми гуляли в сопровождении нянь. Дмитрий Иванович Менделеев, отец Любы, приходя в дом друга, ректора Петербургского университета Андрея Николаевича Бекетова - Сашиного деда, громогласно с порога вопрошал: "Ваш принц что делает? А наша принцесса пошла на прогулку!"
Мать Блока рассказывала, что прохожие на набережных останавливались и умилялись, любуясь прелестными детьми: Сашенькой и Любочкой. Отца Саша не знал: мать ушла от красавца Александра Львовича Блока еще до рождения Сашеньки. С тех пор она всю свою любовь отдавала маленькому Сашеньке. Сын вырос, а мать по-прежнему оставалась для него лучшим другом.
Знаменательный день 7 ноября 1902 года Александр запомнил на всю жизнь. В этот день он сделал Любе предложение стать его женой и получил согласие.
ПЕРВАЯ ЖЕНЩИНА
Но Люба не была первым увлечением молодого Блока.
Чувственность проснулась в юноше рано. Во взрослую жизнь пятнадцатилетнего гимназиста ввела случайная, безликая женщина, купленная за деньги.
Чуть больше года спустя на водах в Германии, в Бад-Наугейме, куда Александр сопровождал мать, он познакомился с 37-летней Ксенией Садовской, замужней дамой, двадцатью годами старше, матерью троих детей.
Она стала первой любовью поэта. Роман протекал в приятной атмосфере курортного городка и вдали от обязательств. Щегольские туалеты и смелое кокетство Садовской поразили юного Блока.
Ксения заговорила с ним первая, и он стал пропадать у нее целыми днями, немало беспокоя мать. Юноша испытал весь спектр чувств мужчины к женщине - от пылкой влюбленности и неловкого смущения до ярости и ненависти.
Влюбленный Блок писал:
"В такую ночь успел узнать я,
При звуках ночи и весны,
Прекрасной женщины объятья
В лучах безжизненной луны".
Тогда он решил, что ему не следует сходиться с очень красивыми женщинами, нужно выбирать дурных собой. И все-таки он продолжал иногда встречаться с Ксенией в Петербурге, а также ходить в меблированные комнаты, когда низменное желание пересиливало любовь к невесте. Неизбежным следствием похождений стала "стыдная" болезнь.
Он обнаружил, что болен, практически сразу после решительного объяснения с Любой. Настал перерыв в их общении: Блок сказал, что у него жар и поэтому они не смогут видеться какое-то время. Унизительное лечение доставляло ему много мук.
Александр Александрович Блок был любимцем женщин: сероглазый, с красивым изгибом губ, густой кудрявой шевелюрой и словно замершим в задумчивости выражением лица. Он мог сразить любую, если бы пожелал.
СТРАННАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
Дмитрий Менделеев был доволен тем, что дочь решила связать судьбу с внуком его давнего приятеля - профессора Бекетова, хотя стихов Блока не любил: "Сразу виден талант, но непонятно, что хочет сказать".
День свадьбы 17 августа 1903 года выдался дождливым. Под моросящим дождиком отправились в Боблово, соседнее с Шахматовым имение Менделеевых. Венчались в деревенской церкви. Люба в белом батистовом платье с длинным шлейфом и померанцевыми цветами была прелестна.
Александр чувствовал себя неуютно в купленном специально для церемонии штатском платье, теперь казавшимся дешевым и уродливым. Родители плакали, Люба сияла, а 22-летний Блок стоял неподвижно и был еще прямее и строже, чем всегда.
Сразу после свадьбы Саша начал рассуждать о том, что им с Любой не нужна физическая близость. Люба, чистая и наивная, ничего не требовала, а лишь робко сказала, что любит Сашу и хотела бы познать этот новый и неведомый ей мир. А в ответ Блок твердил одно и то же: такие отношения не могут быть длительными, он неизбежно уйдет от нее к другим.
"А я?" - спрашивала изумленная Люба. "И ты тоже уйдешь!" - жестко отвечал Блок, лишая ее иллюзий собственной избранности и единственности. По вечерам Люба дулась, а Александр думал: хорошо, что она не наделена бурным южным темпераментом, иначе отсутствие супружеских отношений довело бы ее до истерии.
А темперамент северянки - как замороженное шампанское: его искрящийся огонь до поры до времени скрыт. У Любы возник план соблазнения мужа, и это случилось осенью 1904 года. После случившегося на душе было скверно, как никогда. К облегчению Блока, к весне 1906 года редкие и краткие моменты близости сошли на нет. Но тогда в Любе что-то надломилось. Она смирилась со своей судьбой и решила жить так, как хочет Сашенька. Принять его правила и стать "свободной, как птица". Люба почувствовала себя ненужной мужу и, как она писала, "брошенной на произвол каждого, кто стал бы за ней упорно ухаживать".
Любовь Дмитриевна настолько устала и от поэзии, и от философии, что демонстративно ушла с головой в любовные романы, только уже не с мужем. Она вскружила голову поэту Андрею Белому (Борису Бугаеву).
Борис, совершенно очарованный Любой, поклонялся ей. Он собирался продать имение и отправиться с Любой в кругосветное путешествие.
Потом она стала любовницей поэта Георгия Чулкова. И когда слухи об этой связи дошли до Блока, объяснила это просто: "Я же верна моей настоящей любви, как и ты?" Люба заканчивала драматические курсы, и сцена объяснения сопровождалась слезами и сценами а-ля Достоевский.
Люба увлеклась театром, играла небольшие роли у Мейерхольда.
НОВОЕ УВЛЕЧЕНИЕ БЛОКА
Блок в это время знакомится с актрисой Натальей Волоховой. Роман развивался настолько стремительно, что Блок даже подумывал о разводе с Любой.
Люба не стала дожидаться неприятной семейной сцены и сама пришла к Волоховой домой поговорить "по душам": "Забирайте его себе! Но вы должны знать: быть женой великого Поэта - это тяжелая ноша..."
Наталья Волохова, актриса театра В.Ф. Комиссаржевской, пробудила в Блоке неистовую страсть. Вновь почувствовав полноту и радость жизни, он пишет новые стихи. Люба занята собой - сцена, где она играет второстепенные роли, поклонники, гастроли... Блок невысокого мнения о талантах жены: он безумно увлечен Волоховой.
Мать Блока, размышляя о Волоховой, вынужденно признала: "Люба перед ней совершенно меркнет, несмотря на всю свою юность и прелесть..."
В январе 1907 года Блок напишет тридцать стихотворений и вскоре преподнесет Волоховой маленькую изящную книжицу. "Снежная маска" открывалась словами: "Посвящаю эти стихи ТЕБЕ, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города". Связь с Волоховой была для поэта мучительной и вскоре завершилась, не найдя ответа в ее сердце:
Я помню длительные муки:
Ночь догорала за окном;
Ее заломленные руки
Чуть брезжили в луче дневном...
РОЖДЕНИЕ НЕ СВОЕГО СЫНА
Люба гастролирует с театром по России. На гастролях в Могилеве у нее возникает интрижка с начинающим актером Константином Лавидовским, которая закончилась беременностью
Было и стыдно и страшно, но Блок, который в юности переболел венерической болезнью и не мог иметь детей, выслушал признание жены с неожиданной радостью: "Пусть будет ребенок! Раз у нас нет, он будет общий..."
Пришло время рожать. Блок, страшно переживая, несколько часов провел под кафельными сводами приемной родильного приюта, куда отвез Любу. Роды были трудными и закончились кесаревым сечением.
Новорожденный мальчик скончался, прожив на свете всего восемь дней. Александр Блок называл его "наш сын". Ребенка, родившегося в начале февраля 1909 года, назвали в честь Менделеева Дмитрием. Блок переживает его смерть гораздо сильнее своей жены… После его похорон он напишет знаменитое стихотворение "На смерть младенца". Блок сам похоронил мальчика, и часто потом навещал его могилу в одиночестве.
ПОСЛЕДНЯЯ СТРАСТЬ БЛОКА
В Петербурге Блока поджидала последняя страсть. Любовь Дельмас пела в Театре музыкальной драмы. Блок увидел ее в роли Кармен и с первого взгляда влюбился в эту рыжеволосую, яркую женщину, в ее неповторимый низкий голос.
Вышедшую осенью поэму "Соловьиный сад" Блок преподнес Дельмас с надписью - "Той, кто поет в Соловьином саду".
Люба, не выдержав любовных метаний мужа отправилась сестрой милосердия на фронт.
После того, как Дельмас на именины отправила Блоку странный подарок: дорогой, трогательный и унизительный... их отношения переросли в дружбу. Любовь прислала ему мешок муки...
ВСЕГО ДВЕ ЖЕНЩИНЫ БЛОКА
В своем дневнике Блок размышлял и пытался вспомнить сколько же у него было женщин - сто? двести? триста? "Всего две - Люба и все остальные..."
Начавшаяся война и последовавший за ней революционный разброд нашли свое отражение в творчестве Блока, но мало повлияли на его семейную жизнь. Любовь Дмитриевна по-прежнему пропадает на гастролях, он тоскует без нее, пишет ей письма.
С 1918 года он ничего не напишет. Закончив "Двенадцать", он несколько дней ходил переполненный не то шумом, не то гулом, а потом... все смолкло. Божественной музыки стихов уже нет. Он слышит только как разгружают дрова, как ругаются Люба и его мать, которая теперь живет с ними.
Теперь он не в состоянии был передвигаться без палки, его мучают боли в суставах и спине, началась аритмия и нервное истощение. 7 августа 1921 года он умрет в возрасте 40 лет от инфекционного поражения клапанов сердца.
Последние дни его были ужасны и рядом с ним все это время была Люба. Любовь Дмитриевна меняла свои драгоценности на лекарства для умирающего Блока. Она пережила мужа на 18 лет и замуж больше не выходила.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2