🎨
Марк Шагал наряду с авангардистами Отто Диксом, Генрихом Эмзеном и Хансем Рихтером был художником, чей гений пугал и отталкивал. Создавая картины, он руководствовался исключительно инстинктом: композиционный строй, пропорции и светотени были ему чужды.
Один из наиболее известных творцов XX столетия, мастер, за право считать которого «своим» борются Франция, США, Израиль и Россия, был, мягко говоря, невостребованным у себя на родине, в городе Витебске. Человек, любивший витебские заборы и витебские домики настолько, что поместил их на плафон парижской Оперы Гарнье, оказался в ситуации сначала забвения, а потом – хорошо организованной травли, которая не утихала и после его смерти. Он не смог разбудить Витебск ни своим искусством, ни своими статьями, ни своими административными стараниями, когда служил в городе «комиссаром искусств». Попытки «защищать Шагала» многим людям в Витебске и Минске стоили карьеры и здоровья: в это действительно сложно поверить сейчас, когда плохо отпечатанные копии «Прогулки» украшают витебские автозаправки.
Факты, о которых здесь будет написано, в основной своей массе известны тем, кто находится "в теме". Однако мы все же попытаемся рассказать малоизвестное об известном... Потому что в процессе изучения жизни и творчества М. Шагала постоянно приходится сталкиваться с множественностью интерпретаций, расхождениями в сроках, именах, причинах и проч.
Мойша Сегал - уроженец Витебска
Долгое время местом рождения художника считалось белорусское местечко Лиозино. Но на самом деле он был рожден на окраине Витебска в районе Песковатика.
А вот факт, который уже невозможно перепроверить: В тот июльский день 1887 года, когда Марк появился на свет, в городке свирепствовал большой пожар. Кровать, на которой лежала Фейга с новорожденным сыном, перетаскивали с места на место, что бы спасти мать и младенца. Видимо поэтому на протяжении всей своей долгой жизни художник испытывал постоянное стремление к перемене мест. А на своих живописных полотнах изображал пощадивший его огонь в виде красного петуха.
Авангардизм Марка Шагала.
Что касается даты рождения Моисея Сегала, известного миру как Марк Шагал, то тут все тоже непросто: во всех анкетах художник сообщал, что появился на свет 7 июля 1887 г., но и это вновь не так. Б. Харшав утверждает, что дата рождения – 25 июня 1887 г., однако, поскольку во время революции исчисление времени велось не по юлианскому, а по григорианскому календарю, появилась вторая дата: 6 июля 1887 г., также не совпадающая с версией самого М. Шагала. Объясняя, почему художник записывал свое рождение комбинацией 7\7\1887, Б. Харшав поясняет: «Он был уверен, что “7” – его счастливое число».
Прадедом Марка Шагала (урожденного Мойши Сегала) был известный еврейский художник Хаим Сегал, который расписывал синагоги. Мальчик был первым ребенком из десяти детей в семье Хацкеля (Захара) и Фейги Шагалов, которые приходились друг другу близкими родственниками: двоюродными братом и сестрой.
Первая супруга М. Шагала, которую звали не Белла Розенфельд, а Берта Розенфельд, измененные имена, «плавающие» даты отъезда из Витебска и прочее, и прочее: все это – проявления некоего иного космоса, в котором логос подвижен и подвержен метаморфозам. Выдвигать гипотезы о том, почему Моисей стал вдруг Марком, а Сегал – Шагалом, можно исключительно в режиме предположений, натяжек и спекуляций, но мы бы тут держали в голове два обстоятельства.
Первое: мир человека, живущего одновременно в двух культурах (еврейской и «русской», т. е. витебской), двух языках (идише и «русском», на котором говорили в Витебске в конце XIX в.), порождает раскол идентичности, что, в свою очередь, влечет несколько иную картину самоосознания: факты, имена, даты начинают двоиться, перемещаясь через границы «ближнего круга», этнически и культурно близких людей.
Второй возможный мотив – это, собственно, сам образ жизни в черте оседлости после чудовищных еврейских погромов, прокатившихся по царской России в 1881–1882 гг. и не утихавших и в XX в. В данном случае ощущение опасности постоянно было рядом, что заставляло множить свои имена, изобретать новые даты рождения – словом, защищаться от возможной точной идентификации.
Марк был прилежным учеником: получил традиционное еврейское образование в родном городе и постиг азы изобразительного искусства в художественной школе живописца Юделя Пэна. В 1906 году юноша объявляет отцу, что уезжает в Петербург для поступления в Рисовальную школу. Отец, швырнув сыну 27 рублей, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. Но запомни: денег у меня больше нет. Сам знаешь. Это всё, что я могу наскрести. Высылать ничего не буду. Можешь не рассчитывать».
В Петербурге Марк своими работами поразил членов приемной комиссии, и был принят сразу же на 3–й курс.
Из воспоминаний М. Шагала: "Сколько я ни занимался в школе Общества поощрения художеств, все впустую… Услышав в очередной раз: «Что за ягодицу вы нарисовали? А еще стипендиат!» — я ушел из школы навсегда".
Человеку, лишенному образности мысли, крайне сложно визуально воспринимать полотна творца, ведь они не вписываются в понятие образцово-показательной живописи и разительно отличаются от классических произведений Репина и Серова, где точность линий возведена в ранг абсолюта.
Две революции, одна за другой произошедшие в России, принесли новую жизнь, которая казалась Марку "новой античностью", где вновь рожденное искусство должно было расцвести и окрепнуть. Шагал, вернувшись на малую родину, был назначен уполномоченным комиссаром по делам искусств в Витебской губернии. Сам Луначарский выдавал ему мандат.
28 января 1919 года при содействии Марка Шагала было открыто Витебское художественное училище, которым он и руководил некоторое время. В те годы, будучи уполномоченным, он даже издавал декреты об искусстве.
Из сказанного Шагалом о том периоде: "По-моему, для блага революции не обязательно попирать личность". "Ни царской, ни советской России я не нужен. Меня не понимают, я здесь чужой. Зато Рембрандт уж точно меня любит".
Скульптуры и керамика М. Шагала
Скульптуры малых форм Шагала практически неизвестны широкой публике. Этот вид искусства мастер открыл для себя в 1949 году, когда поселился в Вансе на Лазурном берегу Франции. Художник, очарованный разновидностью камней на этой земле, серьезно начал заниматься резьбой. Он изучал новые материалы через керамику и скульптуру на протяжении тридцати лет.
Известно около ста его скульптурных работ малых форм на библейские темы, вариации на тематику отношений мужчины и женщины. Некоторые из них перекликаются с формой изображения доисторического и средневекового искусства.
Витражи Марка Шагала
В 60-х годах Шагал постепенно перешел на монументальные виды искусства: мозаику, витраж. В эти годы он по заказу правительства Израиля создает уникальные мозаики для здания парламента в Иерусалиме. Успех повлек за собой внушительные заказы на оформление мозаиками и витражами религиозных храмов.
Шагал стал единственным в мире художником, чьими монументальными работами декорированы культовые сооружения сразу нескольких конфессий: синагог, лютеранских храмов, католических костелов — всего 15 зданий в США, Европе и Израиле.
Первым заказом для Марка Шагала стала серия из 19 витражей по мотивам Ветхого завета для собора Святого Стефана в Меце (Франция). Работа над ними началась в 1958 году и ознаменовала для художника новый этап и новое направление в творчестве. Библейская тематика всегда была ему близка и присутствовала в его работах с раннего периода. А по витражам, создаванным им в течение десяти лет (1958-1968), можно наблюдать, как менялось восприятие художником божественного.
🎨 Шагал является автором 19 витражных окон для Собора святого Стефана в г. Мец (Франция)
Следующим заказом на библейскую тему стала роспись окон в синагоге при больнице Хадасса в предместье Иерусалима Эйн-Карем. Работа над ними началась в 1959 году и длилась два года. Цветовая гамма серии «12 колен Израилевых» – это четыре главных цвета: красный, синий, желтый и зеленый, и каждое панно выполнено в одном из них, но с использованием разных оттенков. Каждый витраж – это символическая интерпретация особо значимых библейских сюжетов. Эта серия – одна из ярчайших в творчестве автора, она стала воплощением его национального и религиозного самосознания, а также – даром всему еврейскому народу. Готовая работа экспонировалась в Париже с июня 1961 по февраль 1962 года. Затем витражи были отправлены в Иерусалим, где и по сей день продолжают внушать трепет и благоговение всем посетителям синагоги.
🎨 Иерусалим. Эйн-Карем. Витражи Марка Шагала.
Следующим крупным заказчиком Марка Шагала была семья Рокфеллеров, предложившая мастеру оформить сначала одно окно, а затем и еще восемь в своей фамильной церкви Покантико-Хиллз. Позднее Марк Шагал создал еще несколько шедевров для публичных зданий в США – «Окно мира» для здания ООН в Нью-Йорке (1964) и шесть витражных панелей для Института искусств в Чикаго «Окна Америки» (1977 год).
🎨 Витраж «Окно мира» в приемном зале здания ООН в Нью-Йорке.
В 1963 году художник начал длительную работу по созданию серии окон для собора в Тудли, графство Кент (Англия). Эта церковь вдохновила Шагала своим идеальным естественным освещением, благодаря которому каждое окно в разное время суток могло выглядеть по-новому. Еще один шедевр, подаренный мастером английскому народу – это витраж в кафедральном соборе Чичестера. Работы Шагала украшают также соборы Майнца и Цюриха, Реймса и францисканскую часовню в Сарбуре.
🎨 Шагал создал 12 витражных окон для Собора всех святых в Тудли, Англия.
🎨 Витражи М. Шагала в Реймсском соборе, 1974 г.
Картины Шагала в рейтинге самых похищаемых произведений искусства
По данным, составленным компанией Art Loss Register, Марк Шагал вошел в рейтинг художников, чьи работы пользуются наибольшей популярностью среди похитителей картин. Спрос на его станковую живопись и графику в преступном мире уступают в популярности лишь Пабло Пикассо и Хуану Миро. Похищенными числятся более пятисот работ авангардиста.
Предсказание цыганки
Существует еще одна легенда, как цыганка нагадала еще в детстве Шагалу долгую и наполненную невероятными событиями жизнь, и что будет он любить одну необыкновенную женщину и двух обыкновенных и умрет в полете. И действительно, предсказание сбылось. Марк Шагал был женат трижды.
Первая жена — Берта (Белла) Розенфельд, дочь витебского ювелира. С ней Шагал вступил в брак в 1915 году. В 1916 году у них родилась дочь Ида, которая впоследствии стала биографом и исследователем творчества художника. Белла умерла от сепсиса в сентябре 1944 года.
Вторая жена (гражданская) — Вирджиния Макнилл-Хаггард, дочь бывшего британского консула в США. От этого брака у них родился сын Дэвид. В 1950 году после переезда во Францию Вирджиния, забрав сына, сбежала от Шагала с любовником.
Третья жена, на которой женился Марк Шагал в 1952 году — Валентина Бродская, «Вава», владелица лондонского салона моды и дочь известного фабриканта и сахарозаводчика Лазаря Бродского.
28 марта 1985 года 98-летний Шагал сел в лифт, чтобы подняться на второй этаж в своем доме в городе Сен-Поль-де-Ванс. Во время подъема его сердце остановилось. И это предсказание гадалки также сбылось.
Похоронен Марк Захарович на местном кладбище коммуны Сен-Поль-де-Вансе.
"...В искусстве, как и в жизни, возможно всё, если в их основе лежит Любовь",- говорил художник. Первую свою любовь к Белле Розенфельд длиной в 29 лет, Марк Шагал пронес через всю свою длинную жизнь. Она оставалась Музой до самой смерти художника, который отказывался говорить о ней как об умершей.
"Как невозможно написать картину без любви, в полном смысле этого слова,так же точно и никакое общественное устройство не может быть создано без любви. Поэтому мы все бежим по замкнутому кругу".
Миф Витебска — один из самых запоминающихся образов творчества Шагала.
🎨 М. Шагал. Синий дом. 1917 г. Музей изобразительного искусства, Льеж (Франция)
Автор показывает своим зрителям, как можно изобразить серую однообразность домов, одинаковых заборов, непримечательных лестниц и наполнить их жизнью и яркостью.
🎨 М. Шагал. Над Витебском. 1914 г. Центр Жоржа Помпиду, Париж
Сейчас образ Витебска начала XX века нельзя найти практически нигде, только в работах мастера.
🎨 М. Шагал. Над городом. 1914-1918 гг. Третьяковская галерея, Москва.
Карина изображает сразу две любви Шагала – Беллу и дорогой сердцу Витебск. Улицы представлены в виде домиков, разделённых высоким тёмным забором. Не сразу зритель заметит козла, пасущегося в левой стороне от центра картины, и простого мужика со спущенными штанами на переднем плане – юморок от живописца, вырывающийся из общего контекста и романтического настроения работы, но в этом весь Шагал…
🎨 М. Шагал. Прогулка. 1917-1918 гг. Русский музей.
Глядя на гармоничную композицию, сквозь призму лиризма и романтики, которую сумел передать Шагал, у зрителя даже вопросов не возникает о неестественности, фантастичности полёта и такой вот прогулки. А может это ещё и потому, что каждый чувствовал что-то подобное искренне и сильно полюбив…
Можно попытаться представить трагедию Марка Шагала, не понятого земляками – ни в 1914-м, по возвращении из Парижа, ни в 1920-м, на пути в Париж. Но нужно подумать, прежде чем сказать, что художнику было плохо в его Витебске. Ведь, непризнанный и полуголодный, осмеянный и преданный ближайшими друзьями, именно тут он придумал образный язык, которым говорил со своими зрителями до самой смерти. Марк Шагал по этим причинам стал гением... __(с))
Источники: В. Мартинович "Родина. Марк Шагал в Витебске". М., 2017.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1