В условиях занятий спортом постоянно возникают трудности и проблемы, преодоление и решение которых закаляет характер, укрепляет волю спортсменов. Сама суть спортивного совершенствования требует не обхода, а сознательного преодоления большим трудом и усилием воли возникающих трудностей. А. Л. Попов главным фактором формирования воли считает сознательный выбор субъективно более сложного и трудного, но эффективного, пути к решению задач подготовки и участия в соревнованиях. Он утверждает, что можно говорить о сформировавшихся в спорте и физическом воспитании принципах воспитания воли:подчинение всех своих дел, каждого своего шага цели наилучшей подготовки к соревнованиям;
умение рационально использовать каждую минуту времени;
обязательное планирование и соблюдение режима дня;
специальные задания для развития воли по типу отставленного финиша, дополнительной попытки «для характера» и т.п.;
Демонстрация соперникам готовности переносить все трудности избранного вида спорта; различные пари с партнерами, тренером и т.п. Г. Д. Бабушкин и В. Н. Смоленцева считают, что в воспитании воли необходимо придерживаться следующих правил:
1) начинать с незначительных трудностей, постепенно повышая их интенсивность. Легкие задания на начальной стадии способствуют формированию уверенности у школьников;
2) вызывать у занимающихся стремление выполнить поставленную задачу;
3) создавать уверенность, что трудное задание выполнимо;
4) вызывать у занимающихся быстрые и энергичные движения;
5) требовать, чтобы занимающиеся выполняли задание с сосредоточенным на упражнении вниманием;
6) добиваться результативности при выполнении заданий, помня, что усилия, затраченные впустую, разрушают способность к волевому усилию.Кроме того, авторы указывают, что важным и необходимым условием воспитания воли является самовоспитание. С их точки зрения основные принципы самовоспитания являются:
1) научиться владеть собой, делать не то, что хочется, а то, что нужно;
2) совершенствоваться всегда и во всем, делать все наилучшим образом, точно, аккуратно, предвидя результаты и последствия своих действий;
3) искать причины несовершенства своей деятельности, неуспехов и неудач, прежде всего, в самом себе, а не в объективных причинах или других людях, быть всегда строгим судьей для самого себя.
В целях успешного самовоспитания ими рекомендуется:
1) выявлять сильные и слабые стороны;
2) определять программы самовоспитания;
3) вести дневник самовоспитания;
4) воздействовать на самого себя путем:
а) воспоминания образцов мужественных людей, их поступков и подражания им;
б) исполнения обязательства или слова, данного товарищам либо учителю;
в) показа себя в качестве примера для других;
г) использования для преодоления трудностей следующих высказываний великих людей:
«Не идти вперед – значит идти назад»;
«Жизнь ничего не дает без великого труда»,
«Бояться труда — недостойно мужчины» и др.
Интересная статья? Поделитесь ею пожалуйста с другими:
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев