На рис. в коллаже использованы Фотографии из экспедиции А.М. Листопадова и С.Я. Арефина 1902-1903 год. Пост сопровождает аудио-запись распев песни «Дон Иванович» из пятитомника А.М. Листопадова, играет «Казачья Воля» Волгоград.
На место рождение этого замечательного человека сегодня претендуют: хутор Чекалов, станицы Есауловская, Второй Донской округ, область Войска Донского и хутор Насонтов станицы Екатерининской (ныне Краснодонецкой).
Окончил Новочеркасскую духовную семинарию, где был певцом и дирижёром ученического хора. Затем работал хуторским учителем. С 1892 года начал собирать и записывать донские казачьи песни. С 1903 по 1905 годы изучал историю и теорию музыки в Московской консерватории. С 1904 по 1907 год слушал лекции на филологическом факультете Московского университета. По заданию Статистического комитета Войска Донского вместе со своим соратником и другом Сергеем Яковлевичем Арефиным в 1902-1903 году осуществил фольклорную экспедицию по станицам и хуторам области Войска Донского. В результате за 9 месяцев ими было записано 720 песен. К 1905 году в его собрании насчитывалось около 1200 донских казачьих песен. Одновременно он записывал украинские, калмыцкие, татарские, узбекские, таджикские, уйгурские, иранские, памирские и другие песни. Последняя экспедиция состоялась в 1943 году на только что освобожденной от немецко-фашистских войск территории Ростовской области. Умер он 14 февраля 1949 в Ростове-на-Дону.
Основным его трудом является фундаментальный пятитомник «Песни донских казаков», который был издан с 1949 по 1953 годы.
В обширной коллекции А. М. Листопадова представлены различные песенные жанры, сделаны описания народных обрядов, даны этнографические и метрические справки, особенности исполнительской манеры.
Вместе с тем, следует обратить внимание на то, что именно А.М. Листопадов в начале XX века обратил внимание на ассимиляционные процессы, которые охватили традиционную культуру донских казаков в это время. Вот, что он писал «О состоянии старинной донской песни и факторах замены традиционного песенного репертуара донских казаков к началу ХХ в.»
«Фабрично-городская поэзiя и солдатскiя маршевые пѣсенки, перекроенные на казачiй ладъ, окончательно вытѣсняютъ все то, чѣмъ казакъ владѣлъ, чему научился отъ отца, дѣда. … Считаемъ умѣстнымъ сказать здѣсь нѣсколько словъ о влiянiи офицерства и полковыхъ хоровъ на упадок интереса къ старой пѣснѣ среди молодыхъ казаков и замѣну ея новой пѣсней писарского пошиба. (курсив мой: А.Ф.)
… Настоящiй полковой репертуаръ складывается совсѣмъ под иными условiями, чѣмъ это было въ тѣ былыяя, далекiя времена. Поставленные въ необходимость «забавлять» свое ближайшее начальство на всякаго рода торжествахъ, … пѣсенники въ силу одного этого должны приспособляться, главным образом, ко вкусамъ и требованiямъ большинства этого начальства и разучивать, … тотъ именно репертуаръ, которой диктуется вкусами этого большинства….
Когда мой товарищъ г. Арефинъ заинтересовался источником откуда старик могъ научиться всѣм этимъ пѣснямъ, Филичкин объяснилъ, что въ бытность его въ полку на Кавказѣ ихъ, пѣсенниковъ, по частямъ отправляли въ солдатскiе хоры на выучку.»
«31. Обливская. Черничкин рассказывает про свою службу: «Тада ведь пехотою ходили, все на коне да на коне. Как бывало-то, 25 лет промурйшь на царской (службе)! А ходили месяца по три, по четыре! Покель пройдешь, сколькя разных песен переиграешь! А таперя что: сядет он тебе на машину, не успеет оглянуться и на месте. Иде уж там играть старая, дедовские песни! У вагоне-то больше всё в припляску, разнаи краснобаишнаи, легкие песни к р и ч и т ь с товаришшами!».
Нѣкоторая привычка пѣсенниковъ къ нотному пѣнiю отразилась на чистотѣ напѣвовъ тѣхъ старинныхъ пѣсенъ изъ записанныхъ нами ранѣе, которыя они пѣли по нашей просьбе, введенiеммъ чуждыхъ ихъ звукорядовъ интерваловъ. То же самое должно сказать о пѣсенникахъ, участвующихъ любителями въ церковныхъ хорахъ …. Въ станицѣ Есауловской одинъ изъ пѣсенников, поющiй басомъ въ хорѣ полжительно уродовалъ пѣсни своими церковными каденцiями съ терцiей въ заключительномъ аккордѣ, так что мы вынуждены были вскорѣ удалить его, несмотря на то, что это былъ пѣсенникъ незаурядный. Остальные четыре товарища его и тѣ замѣчали ему, что онъ «по новому» поетъ и «только пѣсню ломаетъ» (курсив мой: А.Ф.).
Тогда же А.М. Листопадов четко сформулировал истоки формирования нового жанра так называемого «казачьего романса»:
- «Фабрично-городская поэзiя»,
- вкусы начальников-офицеров в полках,
- церковное пение, которое «только пѣсню ломаетъ».
Им же были определены истоки замещения богатырских - «мамаевских» песен:
- навязанные «солдатскiя маршевые пѣсенки» т.е. великоросскими образцами;
- новые тексты, связанные с новыми войнами где проявлялся реальный т.е. обыденный героизм современников казаков: «кавкайские» «крымские» «турецкие».
Одновременно и в своей работе фольклорист не удалось избежать ряда недостатков (запись по слуху, с вытекающей из этого неточностью фиксации музыкально-песенного материала и авторской аранжировкой). Однако пятитомный свод А.М. Листопадова по-прежнему сохраняет свою познавательную и художественно-практическую ценность. В своих исследовательских заметках собиратель сделал попытку описания особенностей структуры и лада, свойственных донскому музыкальному фольклору.
Он первый выделил основные отличия мелодического склада донской песни. В основе мелодического склада донской песни «лежатъ особыя гаммы, которыя скорѣе ближе къ древне-греческимъ, чѣмъ къ принятымъ современной теорiей. Наиболѣе характерной является, так называемая «индо-китайская» или «шотландская» гамма (исполняемая на однихъ черныхъ клавишах фортепiано), состоящая изъ двухъ невыполненных квартъ (трихородовъ) со скачками въ в 1½ тона:
миb 1½ сольb 1 ляb - 1 - сиb1½ (вторая октава: реb 1 миb.
Построенная на нотѣ do таже гамма будетъ имѣть такой вид:
до 1½ ми 1 фа – 1 – соль 1½ сиb 1 до (второй октавы).
Эта пятитонная гамма, по мнѣнiю Сокальскаго, Фамицына и др. изслѣдователей, можетъ служить однимъ изъ признаков древности напѣва, составляя принадлежность музыкальной эпохи глубокой древности – эпохи кварты. Отсутствiу въ ней полутоновъ (вводных тоновъ) и скачки въ 1½ тона придают напѣвамъ… непривычную для современного слуха… рельефность. … подтвержденiе … изложенной нами теорiи дiатонизма съ характерными скачками, свойственнаго исконной казачьей пѣснѣ».
Однако, сегодня песенное собрание Листопадова всё ещё недостаточно изучено как с текстологической стороны, так и со стороны музыкально-песенного анализа. Среди таких работ восполняющих этот пробел следует отметить едва ли не единственный опыт критической оценки текстологической методики А. М. Листопадова книгу Б.М. Добровольского «Народная устная поэзия Дона». Статья Т. Рудиченко «О песенной традиции родины А.М. Листопадова» посвящена вопросу о многоголосии донской казачьей песни и ее же работы последнего времени: «Неизвестные рукописи из полевых материалов А.М. Листопадова» и «Духовные стихи и псальмы в записях А.М. Листопадова и С. Я. Арефина.»
Вместе с тем цель, которую преследовал А.М. Листопадов при собирании и фиксировании казачьих песен исключала целенаправленное искажение т.е. русифицирование изначальных текстов. Хотя, конечно, избранный способ сохранения трудно назвать удачным. Записывая материал он вынужден был фиксировать ассимяляционные процессы, запущенные в жизнь в полковых хорах и школах, где происходила (произошла), отмеченная исследователем смена традиционного репертуара песен хоть бы и перекроенных «на казачiй ладъ».
См.:
- Материалы и исследования по изучению народной песни и музыки, [Вып.1]. - 1906. - (Известия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии . Труды Этнографического отдела Труды Музыкально-этнографической комиссии, состоящей при Этнографическом отделе Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии ; Т. 113 Т.15 Т.1)
Базовые публикации А.М. Листопадова
- Народная казачья песня на Дону. Донская экспедиция 1902-1903 г.г. С приложением 14 песен в народной гармонизации, карты пути экспедиции и 9 илюстраций. стр. 159-218, 1906 Материалы и исследования по изучению народной песни и музыки, [Вып.1] [6]
- Песни донских казаков, собранные в 1902-1903 гг. А. М. Листопадовым и С. Я. Арефиным Вып. 1 Издание Войска Донского 1911г.
- Донские былины. Ростов-на-Дону, 1945. 91 с.;
- Донские исторические песни. Ростов-на-Дону, 1946. 144 с.;
- Старинная казачья свадьба на Дону. Обряды и словесные тексты.. Ростов-на-Дону, 1947. ;
- Былинно-песенное творчество Дона. Ростов-на-Дону 1948.
- Автобиографические заметки // Советская музыка. 1948. № 7.
- Песни донских казаков. Т.1, ч.1. МузГиз, 1949.
- Песни донских казаков. Т.1, ч.2. МузГиз, 1949.
- Песни донских казаков. Т.2. МузГиз, 1950.
- Песни донских казаков. Т.3. МузГиз, 1951.
- Песни донских казаков. Т.4. МузГиз, 1953.
- Песни донских казаков. Т.5. МузГиз, 1954.
- Добровольский Б.М. «Народная устная поэзия Дона». (Ростов-на-Дону, 1963 г.)
- Рудиченко Т. «О песенной традиции родины А.М. Листопадова» посвящена вопросу о многоголосии донской казачьей песни / сборник трудов ГМПИ им. Гнесиных «Традиционное и современное народно-музыкальное искусство, вып. 29, Москва, 1976.
- Материал группы А.М. Листопадов | Песни донских казаков
https://vk.com/listopadovlife и Кирилла Чеботарёва Заведующий сектором исследования и сохранения архивных фондов ГРДНТ им. В.Д. Поленова
https://vk.com/kirill.chebotarevФото Листопадов А.М. за записью старинных казачьих песен на фонограф, 1905 г., большая слобода Манькова \ Гребенникова Марфа Емел. 18 л. \ Лопаткина Анна Алексеевна 15 л. \ Гребенникова Варвара Емел. 15 л.
Материал представил А.В. Фалалеев
Нет комментариев