Полковник Данила Степанович Ефремов (1758-1809), старший сын атамана Войска Донского Степана Даниловича Ефремова. Его супруга Авдотья Акимовна Ефремова, урожденная Карпова (1767-1850). Их сын Степан (предположительно его портрет).
Костюм Данилы Степановича: зипун, поверх которого повязан шелковый пояс; верхний кафтан с разрезными рукавами назывался "черкеска" (верхнюю одежду донских казаков называли "черкеской" Е. Кательников в своей работе "Историческое сведение о Верхне-Курмоярской станице..." (1818) и В. Броневский, использовавший труды донского историка В. Сухорукова; похожий кафтан у запорожских казаков также назывался черкеской, по сведениям исследователя Запорожья Д. Яворницкого); под мышкой Ефремов держит казачью шапку (кстати, запорожские полковники изображались с шапкой в руке или под мышкой на портретах); на ногах черные сапоги; в правой руке полковник держит трость (символ власти на казацких портретах); на поясе - непременный атрибут - шашка.
Костюм Авдотьи Акимовны: платье - кубелек с жемчужными "вислыми" пуговицами; под платьем рубаха (похоже, видны синие рукава рубахи); женский верхний кафтан назывался "каврак"; поверх каврака надето ожерелье "борок", по всей видимости, из мелкого жемчуга; на голове четырехугольная расшитая шапка с мехом (вероятно соболиным; шапка украшена растением, по обычаю казачек того времени); под шапкой надета повязка из шелка с низаным жемчужным украшением - чикилики; на ногах, по-видимому, вышитые сапоги; в руке держит веер; из украшений видны серьги и кольца на пальцах.
Маленький Степан пострижен и одет по образу и подобию взрослого казака: темный зипун, шелковый пояс с бахромой, красная черкеска с откинутыми назад рукавами, белая рубаха с жабо, черные сапоги с красными каблуками. В руках у мальчика лук и стрела. Рядом резвиться щенок.
Портретное искусство на Дону возникло в XVIII веке и претерпело влияние сразу нескольких культур. "Исследователи донского портрета выделяют несколько разных источника заимствования портретной традиции и усматривают в происхождении донского портрета влияние иконописной школы Киево-Печерской лавры и казацкой иконописи в общем. Также идет речь о продолжении традиции сарматского - польского - портретирования, отмечают архаичность и сходство донских портретов с московской парсуной.
В целом, портретная галерея Ефремовых несет в себе переосмысленные черты шляхетского, сарматского портрета и искусства запорожских казаков левобережья Днепра, значительны и архаизирующие черты, отдаленно связывающие донской портрет с московской парсуной и, через нее, с польским искусством. Но перечисленные художественные ориентиры не являются основополагающими и образцовыми. Усматривая некие "наносные" характеристики, важно рационально отследить их превалирование, но в донском портрете не доминирует ни одна черта искусства соседних земель, так же, как и искусства российских провинций или столичное. Донской портрет стоит где-то посередине. Вобрав в себя множество культурных отголосков, он стал уникальным".
По материалам А. А. Коновалова "Донской портрет XVIII века: условия возникновения и развития на примере портретной галереи Ефремовых". 2017
Нет комментариев