Толкование слов Христа: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф. 19:30) входит в контекст Евангельской проповеди о призвании к Царству Божиему и о истинной значимости человека.
В этом коротком и глубоком слове отражается не столько социальная иерархия или смена статусов в этом мире, сколько тайна Царствия Божия: ориентир веры человека должен быть направлен не на земные заслуги, а на готовность сердца возлюбить Господа и ближнего, как самого себя.
Прежде всего, эта фраза является антонимом земной логики успеха. В обществе часто действует правило: чем выше положение человека, тем выше престиж и авторитет. Но Христос учит обратному: в Царстве Божием ценность верующего измеряется не тем, какие он получил ранги здесь и сейчас, а тем, сколько любви, смирения, веры, милосердия, покаяния и прочих добродетелей человек собрал в своей душе в дни земной жизни.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: "Та жизнь во всем будет отлична от настоящей: многие, бывшие здесь первыми, там будут последними. Здесь первенство зависит от заслуг царю и обществу, от происхождения, от блестящих природных дарований, от искательного характера, от хитрости, пронырства и других условий. Там этого не будет".
Христос говорит всем нам о мудрости будущего века, где ценности совершенно иные. Смирение становится способом увидеть истинную богатую меру Царствия: не величие снаружи, не блеск званий, а готовность отказаться от эгоистических амбиций ради любви к ближним и ради исполнения воли Божией.
В этом смысле слова Спасителя напоминают нам: если человек живет по заповедям Божиим, если он заботится о страждущих, кормит голодных, утешает плачущих — то такое служение, даже если оно скрыто от человеческого взора и не оценивается окружающими, в итоге будет вознаграждено Господом во Царствии Его, будет иметь свои плоды в жизни вечной.
"Это сказал Он для того, чтобы как последние не предавались беспечности, как не имеющие сил возвратиться, так и первые не надеялись бы на себя, как твердо стоящие. О том же предвещал раньше и Иоанн, говоря: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Матф. 3:9)", - пояснял святитель Иоанн Златоуст.
Для христианина это значит очень конкретное и очень строгое: если ты хочешь быть «первым» в Божиих очах — стань «последним» в собственных. Не принижай себя лицемерно, не изображай скромность; нужно искреннее покаяние, осознание того, что сам по себе каждый из нас небогат, слаб и нуждается бесконечно в милости Божией.
Всё, что делает человека «первым» в мире — успех, образование, опыт, признание, похвала за заслуги и т.д. — само по себе не спасает. Более того, может разрушить, если сердце напитывается чувством превосходства, самомнения, уверенности в своих добродетелях. Неслучайно святые постоянно предупреждали: гордость — это один из самых тяжких грехов! И чем выше человек поднимается, тем опаснее падение.
Святитель Григорий Двоеслов толковал: "...люди, которые здесь предаются удовольствиям плоти, не смогут быть зачтенными в стадо «овец» там. Там отделит Судия от смиренных тех, которые здесь возвышают себя гордостью, словно рогом. Все причастные к небесной вере в этой жизни, но ищущие при этом земного во всех своих желаниях, не могут войти в Царство Небесное".
Умудри Господь!СВЯЩЕННИК ЕВГЕНИЙ ПОДВЫСОЦКИЙ ☦️


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев