10 июля 1874 года родился Сергей Тимофеевич Конёнков, русский и советский скульптор.
Академик АХ СССР. Народный художник СССР. Герой Социалистического Труда. _______
Ещё до революции его называли «русским Роденом».
Коненков создал галерею скульптурных портретов современников, а также великих представителей культуры прошлого.
М. Горький, встретившись с ним в Италии, попросил о создании скульптурных портретов внучки писателя Марфы, её дочери Нины и матери – Надежды Алексеевны Пешковой.
Конёнков выполнил эту просьбу и создал цикл «Три возраста». В 1951 г. за скульптурные портреты «Марфинька» и «Ниночка» С. Конёнков удостоен Сталинской премии третьей степени.
С. Конёнков «Марфинька»
Портрет внучки А.М. Горького был создан, когда ей было 19 лет.
Кстати, скульптор почти не создавал портретов политических деятелей или руководителей Советского государства.
Пушкин, Мусоргский, Бах, Достоевский, Паганини, Тургенев, Маяковский, Циолковский, Зелинский и другие выдающиеся личности стали персонажами его скульптурных произведений.
С. Конёнков. Портрет Николая Васильевича Гоголя. 1917. Дерево. Государственная Третьяковская галерея. Москва
С. Конёнков. Портрет композитора М.П. Мусоргского. Мемориальный музей-мастерская Коненкова. Москва
С. Конёнков. Портрет Н. Паганини.1908. Мрамор. Мемориальный музей-мастерская Конёнкова. Москва
С. Т. Конёнков любил и понимал музыку, сам играл на гармони, свирели и скрипке. В своих произведениях, посвященных великим композиторам прошлого, скульптор старался передать сложный внутренний мир композиторов и даже характер их музыки. Особенно волновал его мятежный дух знаменитого итальянского скрипача и композитора Никколо Паганини.
Скульптор неоднократно возвращался к этому образу. Это одно из ранних произведений мастера. В портрете выражена стихия звуков. Лицо Паганини полно духовной красоты и экспрессии.
С. Конёнков «Паганини». 1956. Дерево. Мемориальный музей-мастерская Конёнкова. Москва
Скульптор создал ряд изображений Паганини, целый цикл. В его музее есть работы 1906, 1908, 1916 гг. и более поздние. Это портрет Паганини, играющего на одной струне. Многие его современники считали, что необыкновенный талант Паганини – от дьявола.
На портрете голова Паганини будто бы вырастает из хаотического нагромождения ветвей. Аналогов такому пластическому прочтению образа в русской скульптуре нет.
Коненков говорил, что индивидуальные черты личности не главное в его портретах И. Баха и Н. Паганини. Главное – передать ощущение мелодии, «изваять символ музыки».
С. Конёнков. Портрет И.С. Баха. 1910. Мрамор. Частная коллекция
Портрет композитора И. С. Баха очень выразителен. Сам Коненков писал об этой своей работе так: «Я находился под впечатлением его фуг и хоралов. Я стремился передать не маску Баха, а то, что помогало ему создавать прекрасные звучания... В образе Баха мне хотелось слить воедино скульптуру и музыку».
Работа отличается могучей архитектоникой. Все формы полного лица Баха вызывают в памяти звуки органа. Те, кто знаком с творчеством этого великого композитора, могут почувствовать и услышать, глядя на его портрет, торжественную музыку...
Портрет Иоганна Себастьяна Баха – пример русского символизма в скульптуре. Перед началом работы Конёнков ушёл в Оптину пустынь, чтобы изучать лица слепых музыкантов. Один из них (портрет слепой женщины) и послужил моделью для портрета Баха. Глаза у него закрыты, а на лице – улыбка блаженства... В конце жизни Конёнков сказал: «Если бы я не создал Баха, я бы не состоялся как скульптор».
С. Конёнков «Сергей Есенин». 1921. Дерево
Об истории создания этого портрета сам скульптор рассказывал так: «Есенинский бюст я переводил в дерево без натуры, корректируя сделанный с натуры портрет по сильному впечатлению, жившему во мне с весны восемнадцатого года. Тогда на моей пресненской выставке Есенин читал стихи. Возбужденный, радостный. Волосы взъерошены, наморщен лоб, глаза распахнуты».
С. Конёнков. Портрет Сергея Рахманинова. 1925). Бронза. Мемориальный музей-мастерская Коненкова. Москва
В 1925 г. С. Т. Коненков создает портрет Сергея Васильевича Рахманинова и в то же время небольшую фигурку композитора, которую очень любил. «Именно таким Рахманиновым я привык любоваться», – говорил Коненков.
Рахманинов изображён строгим и изящным, отрешенным от мирской суеты.
По заказу Принстонского университета он изготовил бюст Эйнштейна.
С. Конёнков. Портрет А.Эйнштейна. 1935
Великий учёный изображён как настоящий титан мысли и в то же время как обычный человек. В его лице видны даже черты некоторой наивности, что всегда присутствует в облике гениев.
С. Конёнков. Портрет академика И.П. Павлова. 1930.
С. Конёнков. Портрет Ф.М. Достоевского. 1933. Гипс тонированный. Музей-квартира Ф. Достоевского. Москва
Скульптор показывает писателя в состоянии внутренней борьбы, напряженных и мучительных раздумий. В портрете чувствуется динамика: в построении головы и плеч, в напряжении вытянутых рук, в сжатых кистях. Противоречивая, сложная, но сильная натура Достоевского изображена скульптором убедительно, реалистично.
К образу Л.Н. Толстого Конёнков обращался неоднократно и говорил: «... для художников Толстой – неисчерпаемая тема». Известны несколько вариантов эскизов памятника Льву Николаевичу, созданные художником.
С. Конёнков. Портрет Л.Н. Толстого. 1953
На этом портрете великого русского писателя отражена напряжённая мысль и мудрый взгляд.
В круг его общения входили Л. Толстой, В. Суриков, К. Коровин, В. Ленин, В. Мейерхольд; друзьями в разные годы были поэты С. Клычков, С. Есенин, художники П. Кончаловский, П. Корин, музыканты Б. Сибор, Г. Ромашков, Ф. Шаляпин, учёные П. Капица и Л. Ландау, писатели В. Вишневский, М. Пришвин, кинорежиссер А. Довженко.
После возвращения из Америки Конёнков стал работать в стиле социалистического реализма.
Россия. 1941—1942. Бронза
Он считал, что вернулся в мир победившего социализма, справедливости, в страну радости, счастья и идеального мира, который он рисовал в своём сознании.
Колхозница. 1954. Мемориальный музей-мастерская Коненкова
В Москве из-под резца Конёнкова появляются образы колхозниц, рабочих и крестьян, портреты великих деятелей русской истории и культуры.
Патетический стиль, характерный для той эпохи, присутствовал и в его работах.
Но в то же время в его работах присутствует и символизм, приобретая социалистическую окраску, передающую ощущение радости бытия.
В это атеистическое время Конёнков не отрицал религии, но религия у него была «своя»: он пытался соединить сюжеты Библии, Евангелия, верования древнего Египта – и всё это превращается у него в новую сверхрелигию, религию космоса.
Картина-космогония С.Коненкова
Изучая в США работы теологов и астрономов, Коненков пытался расшифровать не только Апокалипсис, но и тайный смысл пирамиды Хеопса, а также другие памятники истории, которые считал неким посланием далеких предков.
С.Коненков. Сотворение человека. 1943
Рисунки-размышления Сергея Коненкова на темы Библии и Апокалипсиса представляют собой зашифрованные пророческие знаки современникам и потомкам. Находясь в Америке, Коненков не раз отправлял свои картины и пророческие послания советскому вождю и в весьма необычной форме (в виде библейских цитат) пытался делать предупреждения. Как позже удалось расшифровать исследователям, Коненков предсказывал начало и ход Второй Мировой войны, роль в ней Иосифа Сталина и даже наступление Апокалипсиса.
Годы спустя американские теологи и астрологи узнали о существовании графической «Библии Коненкова», которая якобы предсказывает будущее. Ее следы они пытались найти в США, но тщетно.
Ведь еще в 1945 году, когда Коненков вернулся в СССР на пароходе, предоставленном ему по личному распоряжению самого Сталина, все его работы из американской мастерской были переправлены на Родину. В том числе – картины и наброски из цикла «Космогония».
С.Коненков. Социализм, предреченный в образе Самсона
В Москве Сергею Коненкову предоставили мастерскую на улице Горького (ныне – Тверская).
Музей скульптуры Сергея Конёнкова в Смоленске
Многие его работы (главным образом – скульптуры) пополнили залы ведущих музеев нашей страны и частные коллекции, но только не космогонии. Он продолжал скрывать свои пророческие картины от посторонних.
Последний период жизни Конёнкова был не закатом творчества, а возрождением. Он был полон новых идей.
Умер С.Т. Конёнков в 1971 г., в возрасте 97 лет. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
На его могиле установлен знаменитый автопортрет, за который он был удостоен Ленинской премии.
Могила С. Т. Конёнкова на Новодевичьем кладбище в Москве
Он создал более 700 работ: бюсты, портреты, памятники, надгробия. В своем творчестве Коненков сочетал скульптурные традиции Античности с русскими мотивами и роденовской пластикой.
Корин Павел Дмитриевич. Портрет Конёнкова
Информация взята из разных интернет источников, в т. ч. из Википедии и из статьи Анны Беловой "Космогонии Сергея Коненкова: Удастся ли расшифровать тайные послания советского скульптора?" Автор подборки Сахарова Раиса.
Сергей Тимофеевич Конёнков (10 июля 1874 — 9 декабря 1971)
#рая
Глаза Коненкова—глаза Бога ведающего... Оттого, в каждой созданной работе, чувствуется не только характер, но и хроника той эпохи и отношение созданной портретной скульптуры к системе того времени... Горький, тому яркий пример и Александр Пушкин...И в каждой скульптуре читается характерное взаимоотношение с временем... Бесконечная благодарность представившим работы Коненкова и материал о величайшем мыслителе и создателе скульптуры...
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 6