Бенвенуто Челлини (3 ноября 1500 — 13 февраля 1571) - итальянский ювелир , скульптор, живописец, воин, музыкант эпохи Ренессанса и занимательный писатель.
Челлини родился 3 ноября 1500 года во Флоренции, в семье землевладельца и мастера по изготовлению музыкальных инструментов Джованни Челлини и Марии Лизабетты Гриначчи.
В 1527 году участвовал в обороне Рима от имперских войск. После поражения римлян покинул город.
Иоганн Лингельбах. Разорение Рима в 1527 году.
В 1529 году вернулся в Рим и получил должность начальника папского монетного двора, которую занимал до 1534 года. Все его ювелирные произведения той эпохи (за исключением нескольких медалей) не сохранились — они были позднее переплавлены.
Пьетро Бембо, кардинал.
Мстя за брата, в 1531—1534 годах Челлини убил ювелира, затем напал на нотариуса, после чего бежал в Неаполь, где опять лишил жизни ещё одного ювелира за то, что тот плохо высказывался о Челлини при папском дворе.
В 1537 году был принят на французскую службу королём Франциском I, исполнив его портретную медаль.
Портрет работы Жана Клуэ, 1525, Лувр.
Франциск I, король Франции. 1537.
Снова попав в Рим, Челлини был арестован, обвинён в краже папских драгоценностей, однако он смог опять бежать. На воле мастер пробыл недолго: он вновь был заключён под стражу и, однако, после освобождён.
С 1540 года жил при французском королевском дворе в Фонтенбло, где завершил работу над единственным дошедшим до нас ювелирным произведением, подлинность которого не подлежит сомнению, — большой солонкой Франциска I (1540—1543).
Солонка Бенвенуто Челлини
Солонка - мир цельный, прекрасный и мудрый!
Земля - это женщина, Море - мужчина,
прекрасные ветры легки, златокудры,
день, ночь, вечер, утро на линиях длинных.
Прекрасные кони морские и храмы,
трезубец, ладья - все для перца и соли!
"Без пищи не выполнить мне бы программы!" -
ваяния, лепки и стека невольник.
Из тысячи скудо солонка Челлини,
и золото вылилось в струи для формы,
венок из сонетов волшебных слов линий,
торжественный гимн первозданной природе!
Улекс фон Лу
Салюки Грейхаунд , бронза, 18 х 28 см,Национальный музей дель Барджелло, Флоренция.
Страх. Бронза, высота 32 см.
Во Франции мастер освоил технику бронзового литья и с этой поры начал выполнять крупные скульптурные заказы.
Аньоло Бронзино. Портрет Козимо I в доспехах. 1545. Галерея Уффици.
С 1545 по 1553 годы Челлини находился на службе у герцога Козимо I Медичи во Флоренции, где создал знаменитую статую Персея, держащего голову Медузы-Горгоны.
Сначала Челлини создал восковую, а потом гипсовую модель скульптуры в полный рост.
Когда же пришла пора отливки «Персея» из бронзы, мастера свалила лихорадка. Бенвенуто было настолько плохо, что он стал готовиться к смерти.
Но когда Челлини узнал об ошибках подмастерьев, едва не загубивших статую, он спас отливку в горячечном состоянии и вскоре чудесным образом исцелился.
Свою автобиографию «Жизнь Бенвенуто», скульптор писал, пребывая в глубокой депрессии. Страницы издания полны его жалоб и сетований на непонимание, а также унижение достоинств и таланта. Отдельную главу мастер посвятил жадности Медичи.
Герцог так до конца и не расплатился за сделанную для него статую «Персей».
Юпитер. 1549. Бронза, высота 98 см. Национальный музей дель Барджелло, Флоренция.
Минерва. 1549. Бронза, высота 89 см. Национальный музей дель Барджелло, Флоренция.
Меркурий. 1547. Бронза, высота 96 см. Национальный музей дель Барджелло, Флоренция.
Даная и ее сын Персей. 1549. Бронза, высота 84 см. Национальный музей дель Барджелло, Флоренция.
Отдельного внимания заслуживает активное участие Челлини в местном академическом движении.
С 1545 по 1547 год он включился в деятельность недавно основанной Флорентийской академии, интеллектуальная жизнь которой отразилась как в его лирике, так и в автобиографии и трактатах (Челлини называл академию «чудесной школой»).
Распятие, мрамор.
В 1556 году Челлини опять заключили в тюрьму за драку с ювелиром. Последним его значительным монументальным произведением явилось «Распятие».
Многие искусствоведы считают её самым совершенным творением мастера. Изначально высеченная из белого мрамора фигура Христа (в натуральную величину), распятая впоследствии на чёрном кресте, предназначалась для гробницы самого Челлини. Но позднее её купил герцог Медичи и подарил Филиппу II. Она и по сей день стоит в Эскориале в церкви Св. Лаврентия.
Под домашним арестом мастер начал писать автобиографию, ставшую жемчужиной его творчества.
Книга «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции» является одним из самых замечательных произведений литературы XVI в. Бенвенуто Челлини начал писать автобиографию в 1558 году.
Бюст Козимо I. 1546-1547.бронза, высота 110 см. Национальный музей дель Барджелло, Флоренция.
Место Челлини в истории искусств определяется прежде всего его работами в области скульптуры. Его творчество оказало влияние на развитие маньеризма. Наиболее значительное из его произведений, созданных во время пребывания во Франции, — бронзовый рельеф Нимфа Фонтенбло (до 1545, Лувр).
Нимфа Фонтенбло.
Фрагмент.
Из сохранившихся произведений, выполненных им по возвращении во Флоренцию: Персей (1545—1553, Флоренция, Лоджия деи Ланци), статуэтка Борзая (1545—1546, Флоренция, Барджелло); бюст Козимо Медичи (1545—1548, там же); Распятие (ок. 1562, Эскориал), представленные выше.
А также:
Ганимед. 1540 ,мрамор, высота 106 см. Национальный музей дель Барджелло, Флоренция.
Аполлон и Гиацинт. 1540, мрамор, высота 191 см. Национальный музей дель Барджелло, Флоренция.
Нарцисс. 1540, мрамор, высота 149 см. Национальный музей дель Барджелло, Флоренция.
Бюст Биндо Altoviti. 1549, бронза, высота 105 см. Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон.
ПРЕКРАСНЫЙ Пост!!! Сколько интересной информации, а подборка просто ШЕДЕВР!!! Спасибо огромное Вам, Раиса, за Ваш ТРУД!!! Очень понравилось, искренняя благодарность!!!
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 6
Поражает, сколько всего
может быть в одном человеке !
Очень интересно...
Спасибо.