Микалоюс Чюрленис ( 22 сентября 1875 — 10 апреля 1911 ) - литовский художник и родоначальник профессиональной литовской музыки, далеко раздвинувший своим творчеством границы национальной и мировой культуры.
Написал около 300 произведений в духе модерна (ар-нуво), сочетающих влияние символизма с элементами народного декоративно-прикладного искусства, цитатами и реминисценциями из японской, египетской, индийской культур и стремление к синтезу искусств и поискам аналогий музыки и изобразительного искусства.
1., 2., 3., 4., 5. - картины из цикла "Сотворение мира".
«Сотворение мира» было созданием истинного художника-теурга, принесшего на страдальческую землю дар Новой Красоты Инобытия. Она мощно ворвалась в культурное пространство Планеты, но была или не замечена, или оклеветана теми, ради которых художник-творец ушел в свой путь без возврата.
Истина.
Стилистика Космической эволюции человечества начинается с картины «Истина», которая как бы служит символом всего чюрленисовского художественного ряда. Вырванное из мрака лицо высоколобого человека и освещенное горящей свечой, пламя которой знаменует свет Истины. Вокруг человека и освещенного пространства вьются крылатые существа, принадлежащие скорее к миру небесному, нежели к земному.
Покой.
Приблизительно к весне 1904 года относится одна из наиболее популярных работ раннего Чюрлениса – картина «Покой». Она передает спокойное, неподвижное величие разлегшегося поверх уснувших вод острова, который так похож на притаившееся хвостатое существо. Два глаза – рыбацкие костры у воды? – взирают куда то в пространство, завораживают, притягивают взгляд…
Заворожил – чудовище – Покой
Огнями глаз. Лежит колосс безмолвный
Меж вод небес и твердью водяной.
Он полон всеми. Полностью пустой,
Безвременный. Не добрый и не злой.
И в сумерках замрет твой голос сонный...
Ничто не шевельнется – рябь воды
Не тронет, все сковало сновиденьем…
Нет, явью. И страданья, и мечты,
Века, года, недели и мгновенья, -
Все отдано Покою на съеденье.
А следующей жертвой будешь ты.
Галина Маркус (Мальцева)
Водолей
Летом 1907 года Чюрленис пишет цикл «Знаки зодиака». Двенадцать картин одного размера, как большинство работ художника, невелики; они раскрывают перед взглядом меняющиеся лики звездных небес, чуть подсвеченных идущим из за горизонта солнцем. Близкое присутствие солнца наполняет пространство каждого из двенадцати небесных окон мерцающим золотом, отчего холод синеватых ночных тонов теплеет, а все изображение словно колеблется, как будто мы видим движение воздушных струй. Царственна и величава поза сидящего Водолея. Туманное изваяние коронованного властелина, из руки которого истекает отвесно светлая струя, обращаясь в реку и океан.
Рыбы
«Знаки зодиака» – название, утвердившееся за циклом уже после смерти художника. А каждую из картин называют теперь в соответствии с одним из знаков: «Водолей», «Рыбы», «Овен» – и так далее все двенадцать. Сам же Чюрленис дал картинам несколько иные названия: «Солнце вступает в знак Водолея», «Солнце вступает в знак Рыб» – и соответственно этому остальные. Рыбы – нежность и проницательность, но двойственность и нестабильность.
Овен
Размышляя над изображениями цикла, наверно, придется сделать вывод, что художник называл картины более точно: недаром он занимался астрономией.
Овен – горные вершины, скалы и ледники приобретают вселенские очертания. Начало нового цикла. Осмысление новых возможностей.
Телец
Картины построены по одному принципу. Перед нами ночное небо, на нем сияет знак зодиака – не само созвездие, а составленный из звезд его астрономический символ. Мы видим и землю – на одних картинах это линия горизонта, на других – горы, скалы, холм, луг с цветами, а на нескольких – под небесами спокойные или волнующиеся воды. Ниже сияющего зодиакального знака – те фигуры, которые дали созвездиям имена. Телец – овладение земными дарами, материей, символ плодородия, спокойствия, но и упрямства.
Близнецы
Обращает на себя внутреннее движение во всех картинах: это движение Солнца, которое всегда, больше или меньше, присутствует на небе. Вот почему следует признать, что Чюрленис, называя каждую из картин словами «Солнце вступает в знак…», сознательно отразил именно движение, стремление светила к еще не наступившему моменту времени. Близнецы – стремление людей к контакту между собой и со Вселенной.
Рак
Не нужно думать, что речь идет об утреннем восходе: нет, потому что Солнце вступает в знак зодиака не в предшествии определенных суток, а в предшествии будущего месяца. То есть зритель как бы является свидетелем некоего промежуточного, неустойчивого состояния небесных светил. Рак – это «глубокие воды». Отражает физическое и психическое созревание.
Лев
Осознавая это, мы, глядя на чюрленисовские «Зодиаки», начинаем еще значительнее воспринимать время как мерную эпическую поступь, и вечность, беспредельность вселенной становится еще ощутимее. Лев изображен как хозяин пустыни. Африка с детства влекла Чюрлениса.
Дева
Дева поэтична и задумчива... Она стоит среди полей, утопая в синих колокольчиках...
Весы
Весы изображены на фоне мирового океана, играющего рыбачьими лодками, которые подчинены движению его волн: взлета и погружения. Это утверждение гармонии и равновесия во Вселенной.
Скорпион
Скорпион в Египте был символом богини смерти. Живущий под землей скорпион символизирует тайну преображения тьмы в свет и совершенство, очищение и возрождение.
Стрелец
Стрелец целится из лука в птицу, широко раскинувшую свои гигантские крылья. Стрелец символизирует воодушевление, энтузиазм, высокие философские устремления. Птица – это символ свободы и духовного искания. Во многих мифах птица связана с солнцем, это также символ бессмертия. С крыльями связана идея духовного взлета, восхождения на высшие уровни жизни.
Козерог
Козерог – солнечная воля в достижении цели. Ответственность и спокойствие.
И на память приходят слова бессмертного Коперника, который в предисловии к труду, положившему начало современной космологии, не удержался, чтобы не воскликнуть, нарушая все правила строгого научного трактата: «А что может быть прекраснее, чем небо, охватывающее все, что прекрасно?»
Фуга
Подлинно новаторские достижения пришли в искусство Чюрлениса, когда он обратился к созданию картин, которым сам давал названия музыкальных жанров: прелюдия, фуга, соната. Первая музыкальная картина Чюрлениса «Фуга» есть уникальное явление в мировой живописи, не имеющее до сих пор аналогов. Удивительный ритм елочек, напоминающих ноты, изысканность прозрачных звучащих красок все это вместе создает ощущение соприкосновения с той нездешней музыкой, по сравнению с которой земная есть слабое ее отражение.
Дружба
В необычном свете в работах художника отражались и его прекрасные внутренние качества. Так в картине «Дружба» (1906 г.), мы видим светящийся шар на протянутых руках; остро очерченный, но мягкий и спокойный профиль, озаренный исходящим от шара сиянием, – таков созданный Чюрленисом образ дружбы.
Я тебе протягиваю чувство.
Пусть оно, увы, несовершенно
Ты мои протянутые руки
Не отвергни в гордости обиды.
Хоть его высокое искусство
Достижимо только для блаженных.
Но возьми меня ты на поруки,
За меня тебе не будет стыдно.
Не побрезгуй и несовершенством,
Ведь оно светло, а значит – светит,
Как умеет, белым чистым цветом
Искренней привязанности, честной.
Если нет, - отдай обратно в детство,
Чтобы наигравшиеся дети,
Бросили. Разбившись на конфеты
Упадет к ногам гордыни пресной.
…Я тебе протягиваю чувство…
Галина Маркус (Мальцева)
Чюрлёнис с супругой Софией Чюрлёнене-Кимантайте.
Посмотри, что у меня в руках —
маленькое чудо — новый Мир!
Я его принес издалека,
где твои ладошки, на — возьми.
Он рожден в горниле дальних звезд,
он был мал, беспомощен и слеп.
Я тебе его в подарок нес —
самой дорогой из Королев.
Погляди, он светится в ночи —
ласковый, животворящий свет.
Этим светом мы подарим жизнь
самой лучшей из твоих планет.
Светом мы растопим шапки льда,
воздух, землю, воду оживим,
а на небосклон — взойдет звезда,
названная именем твоим
Завари на кухне крепкий чай…
Я — Король, и кое-что могу:
сохраню и буду защищать,
только от тебя — не сберегу…
Ты с ним свысока не говори,
он возьмет — и просто не поймет.
От непонимания — сгорит,
а от невнимания — умрет.
В заполошной суматохе дней
может потеряться по пути,
а найти… найти всегда трудней,
можно ведь и вовсе не найти.
Ты хотя бы поняла, О ЧЕМ?
Или ждешь еще каких-то слов?
Дай мне руку — вот мое плечо.
Кто сказал, что Мир — не есть Любовь…
М.К. Чюрленис
Сказка королей
Игрушечкой нежное царство
Держали король с королевой.
Светились их лица любовью
Друг к другу – хрустальной и детской.
Так бережно, так осторожно,
Что даже постичь невозможно
Какою искусною нэцке,
Какою эльфийскою кровью
Художник по кончику нерва
Создал это тайное братство.
Галина Маркус (Мальцева)
Информация взята из разных источников интернета, в т. ч. из статьи по материалам работ Л.В. Шапошниковой и Ф. Розинера.
Аллегро (Соната звезд).
Я полечу в очень далекие миры,
в края вечной красоты, солнца и сказки,
фантазии, в зачарованную страну,
самую прекрасную на земле. И буду
долго, долго смотреть на все,
чтоб ты обо всем прочитала в моих глазах...
М.К. Чюрленис
Гимн
Микалоюс Чюрленис умер от внезапной простуды 10 апреля 1911 на 36-ом году жизни. Его могила находится на кладбище Росса в Вильнюсе.
Похоронная симфония
Его гениальное, неповторимое творчество явило миру новый духовный континент.
Ромен Роллан
Нет комментариев