Этот музей совершенно уникальный. Он – одно из главных достояний России. Музей расположен на огромной территории, он включает в себя дворцы, парки, павильоны, парадные площади, статуи, резные скамейки.
Целая плеяда выдающихся зодчих, скульпторов, живописцев здесь воплощала в жизнь замыслы венценосных заказчиков.
В Государственном музее под названием Царское Село сосредоточены непревзойденные образцы архитектуры барокко и классицизма; именно здесь возникли первые в российской столице интерьеры, оформленные в стиле модерн.
Ж.-М. Натье. Портрет Екатерины I. 1717
С чего всё начиналось? В 1710 году согласно указу Петра I земля (небольшая мыза, по-фински звучащая как «Саари мойс», то есть «мыза на возвышенном месте»), стала собственностью будущей супруги царя Петра I Екатерины Алексеевны.
С началом строительства парадной царской резиденции, а это 1710 - 1720 годы, Сарская мыза стала Царским Селом.
Екатерининский дворец в Царском селе, Санкт-Петербург
В 1717-1723 годах под руководством архитекторов И.Браунштейна и И.Ферстера были выстроены каменные палаты. Недалеко от каменных палат возникла слобода дворцовых служителей, появилась первая улица, зародился город. Строились дома крестьян, переведенных Екатериной на постоянное житье в эти места.
Е. Е. Лансере. Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе. Гуашь. 1905
Первые значительные шаги по трансформации некогда скромного дворца в пышную императорскую резиденцию были предприняты дочерью Петра I, Елизаветой Петровной. Императрица привлекала для работ лучших зодчих: М.Г.Земцова, А.В.Квасова, Б.Ф.Растрелли.
Вызолоченные ворота при входе во внутренний двор Екатерининского дворца
Императрица Екатерина II, взявшая власть в руки в России после смерти Елизаветы, продолжила работы по реконструкции Царского Села.
В составе Екатерининского парка: Мраморный мост, павильон «Эрмитаж», Агатовые комнаты, павильон «Грот», турецкая баня, Камеронова галерея и еще около ста различных интересных объектов,
Лучшим архитектурным произведением В. И. Неелова несомненно является его Сибирская галерея, или Мраморный мостик, в котором он творчески переработал мотивы великого мастера итальянского Возрождения А. Палладио.
Камеронова галерея
Екатерина II пригласила к сотрудничеству шотландского архитектора Ч.Камерона. Он сотворил для венценосной особы интерьеры в стиле классицизм.
Камеронова галерея
Агатовые комнаты
Они были выстроены в новом, невиданном ранее стиле классицизма, богато отделаны агатом, яшмой, мрамором, позолоченной бронзой.
В 1790-е годы в Большом дворце Чарлз Камерон произвёл отделку нескольких помещений.
Зелёная столовая в Екатерининском дворце.
Несмотря на разрушения дворца немецкими войсками во время Великой Отечественной войны, они уцелели, были отреставрированы, и являются характерными образцами искусства зодчего в создании дворцовых интерьеров, из которых особенно интересны Зелёная и Купольная столовые.
Большой Екатерининский дворец – жемчужина дворцово-паркового ансамбля Царское Село. Он изумляет своей грандиозностью и богатством.
Зимой, для поддержания в помещениях более или менее постоянной температуры, во дворцах строились печи и камины, которые приходилось топить два раза в сутки, да и то перепад температур иногда достигал 10°С.
Камины давали тепло только в то время, когда в них горел огонь. Даже в дворцовых спальнях температура зимой, вероятно, не достигала +10°С.
Печь в интерьере Екатерининского дворца в Царском Селе
В Большом Царскосельском дворце сохранились прекрасные образцы кафельных печей середины XVIII века. Украшением Кавалерской столовой является многоярусная изразцовая печь с кобальтовой росписью, колоннами и нишами. Подобные печи, созданные по эскизам Ф.-Б. Растрелли, были неотъемлемой частью всех залов парадной анфилады дворца.
Изразцы печей Большого Екатерининского дворца в Царском селе выполнены в голландском стиле — сюжетные картины в бело-синей гамме, заключенные в орнаментальные живописные рамки.
В 1917 году дворцово-парковый ансамбль Царского Села получает статус «музей».
Здание Лицея
В 1937 году, в столетнюю годовщину гибели А.М.Пушкина (он учился в императорском Лицее в Царском Селе), город стал носить имя великого поэта — Пушкин.
Здание Лицея
В 1983 году дворцы и парки города Пушкина приобрели статус заповедника, и с 1990 года именуются как Государственный музей-заповедник «Царское Село».
Павильон «Грот»
Грот — павильон с лазоревыми стенами и белыми колоннами, украшенный лепным декором, посвящённым морской тематике (1749—1761, архитектор Ф. Б. Растрелли).
Адмиралтейство
Адмиралтейство — симметричный архитектурный ансамбль из трёх садово-парковых павильонов в голландском стиле, расположенный на берегу Большого пруда в пейзажной части Екатерининского парка Пушкина.
Адмиралтейство
Построен летом 1773 года по проекту В. И. Неелова для Екатерины II, возможно, в память о присоединении к России Крымского ханства.
Адмиралтейство
Главная аллея Александровского сада. В глубине — Екатерининский дворец
Александровский парк занимает площадь 188 га.
Состоит из регулярной части (Новый сад, 1740-е годы, автор проекта Н. Жирар) и Пейзажного парка (1790-е годы) с тремя прудами и насыпными холмами.
Александровский пейзажный парк. На заднем плане — Александровский дворец
В западной части парка протекает река Кузьминка, перегороженная плотиной.
Большой китайский мост, 2011 год
Построен в 1785 году по проекту архитектора Ч. Камерона. Мост выполнен из розового гранита, парапет оформлен в виде больших каменных ваз со свисающими переплетёнными ветвями красных кораллов (выкованных из железа). Изначально,
Большой китайский мост был украшен каменными (известняковыми) фигурами четырёх китайцев, сидящих на постаментах.
Во второй половине XIX века окончательно обветшавшие фигуры были заменены на раскрашенные цинковые.
Во время Великой Отечественной войны скульптуры моста погибли и были восстановлены лишь в 2010 год
Крестовый мост
Крестовый мост перекинут через Крестовый канал. Постройка завершена в 1779 году. Мост стоит на четырёх всходах, ведущих к каменной «китайской» беседке, облицованной малиновым, жёлтым и голубым глазурованным кирпичом.
Китайская деревня
Из 18 запланированных одноэтажных домиков удалось построить только 10. Украшением домиков стали расписанные «шахматами» и «под рыбью чешую» изогнутые крыши с фигурами фантастических драконов.
Китайская деревня
Со смертью императрицы Екатерины II строительство Китайской деревни было прекращено.
Дракон на крыше домика в Китайской деревне
В XIX веке Китайская деревня использовалась как гостевые апартаменты. В Китайской деревне довольно часто жил русский историк Николай Михайлович Карамзин, именно здесь работавший над «Историей государства российского».
Александровский дворец в Царском Селе
Это один из императорских дворцов Царского Села. Построен в стиле палладианского классицизма в 1792—1796 годах. по распоряжению императрицы Екатерины II в подарок к бракосочетанию её внука, великого князя Александра Павловича. Проект дворца составил Джакомо Кваренги.
Большой каприз
Большой и Малый капризы представляют собой искусственно образованные насыпи с арочными пролётами над дорогой. Согласно легенде, земляные арки-переходы были окрещены Большим и Малым капризами потому, что императрица Екатерина II, утверждая сметы на связанные с ними дорогостоящие строительные работы, долго колебалась, а, подписав, сказала: «Быть так, это мой каприз».
Детский домик
Недалеко от Александровского дворца, на островке, расположенном в центре пруда, находится Детский домик — небольшой павильон, голубого цвета, построенный в 1830 году для игр детей императора Николая I. В домике была гостиная и четыре небольшие комнаты, отделанные довольно просто.
В настоящее время Детский домик находится на консервации.
Белая башня
Белая башня — павильон навеянный образом средневекового рыцарского замка. Высота башни 37,8 метра, она окружена неглубоким рвом. Башня построена 1821—1827 годах по проекту архитектора А. А. Менеласа для сыновей императора Николая I — великих князей Александра, Николая, Михаила и Константина. Дети императора занимались там военными и гимнастическими упражнениями, а на верхнем этаже Башни находилась мастерская придворного живописца, который давал им уроки рисования и живописи.
Павильон «Шапель», 2014 год
Павильон «Шапель» появился в 1828 году. Выглядел он как готическая часовня, разрушенная временем. Проект сооружения принадлежит архитектору Адаму Адамовичу Менеласу. Шапель представляла собой две квадратные башни, одна из которых полностью «обвалилась», соединённые широкой аркой. В окнах Шапели были установлены цветные стёкла, что ещё больше подчёркивало готический стиль. В годы войны павильон сильно пострадал. Реставрация завершена в сентябре 2018 года.
Арсенал, 2009 год
Строительство павильона «Арсенал» завершилось в 1834 году. Рядом с ним был создан грот-родник, в конце XIX века он был реконструирован архитектором С. Данини.
Грот-родник
Во время Великой Отечественной войны Арсенал подвергся значительным разрушениям. В 2012—2016 годах Арсенал был отреставрирован. В августе 2016 года в залах павильона открылась постоянная экспозиция «Царскосельский Арсенал. Императорская коллекция оружия».
Красносельские ворота. Другие названия: Слоновые ворота, Белые караулки, Каменные караулки.
Своё второе название ворота получили из-за находившегося поблизости в парке «Павильона для слонов».
Илья Ефимович Репин. А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года
В этих уникальных местах, где природные красоты и творения рук человеческих столь органично переплелись, начинал творить юный Александр Пушкин, будущая гордость России.
Памятник А. С. Пушкину в Пушкине (бывш. Царском Селе) один из наиболее известных памятников. Именно в Царском Селе в среде лицеистов впервые возникла мысль о памятнике Пушкину, однако, первый памятник поэту было решено установить в Москве, где он родился.
В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал…
…В те дни в таинственных долинах, Весной, при кликах лебединых, Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне.
Александр Пушкин
Информация взята из разных интернет источников, в т. ч. из Википедии. Автор подборки Сахарова Раиса.
Изумительная, восхитительная красота, которую оставили нам наши предки. Несколько раз бывала там, но хочется ещё полюбоваться необыкновенными дворцовыми строениями, шикарными, грациозными залами и комнатами.
А мы с моим другом Вовой когда-то жили на территории Екатерининского дворца,гуляли по этим аллеям,набирали воду из фонтана Девушка с разбитым кувшином...Такие путевки были по профсоюзной линии.Под корпуса переоборудовали царские конюшни..А днем на автобусе нас возили в Ленинград в Эрмитаж и т.д.Чудное было время...
А мы по вечерам гуляли по территории Екатерининского или Александровского парка т к жили рядом в гостинице МО на Красносельском шоссе ..вход был свободный ,шли реставрационные работы ,и ещё помню ,что на .Камероновой галерее.находились предприятия общепита..
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 11