Виктор Алексеевич Бобров (1842—1918) - академик живописи.
Памяти русского акварелиста, офортиста и гравера Виктора Алексеевича Боброва.
Автопортрет 1861
В 1860 году поступил в Академию художеств, где получил пять серебряных медалей, а в 1873 году стал академиком.
Старуха, вяжущая чулок. 1864
Медали получил за рисунки с натуры, за автопортрет, за этюд головы старухи и за интерьер комнаты.
Интерьер комнаты
Поклонник и пропагандист реалистической живописи, критик В.В. Стасов увидел на выставке картины Боброва и воспринял их с восторгом и надеждой.
Интерьер комнаты
«Во всем этом, – писал критик, – дышит поэзия и правда, от которых все так и шевелится внутри груди. Вдобавок к остальному большой этюд, представляющий простую бабу… с чулком в руке, доказывает, что из Боброва может выйти примечательнейший художник, с тем глубоко реальным направлением и тою ладною простотою краски, из-за которых и дороги всем картины старых голландцев».
Мальчик с кошкой
В одном из постановлений Академии художеств 1864 года записано: «Ученику Боброву в поощрение успехов его представляется, не в пример другим, право конкурса в будущем году на золотую медаль».
Портрет В.А. Боброва (фрагмент картины В.М. Максимова)
Увы, этой льготой он не воспользовался. Отец у него был зажиточный купец, но увлечения сына искусством не одобрял. А когда сын «удрал» в академию, то и вовсе остался без материальной поддержки.
Вечерняя сцена. (Изображены Н.И. Костомаров и сестра художника).
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Так что испросил Бобров у академии звания классного художника 3-й степени и поехал за этюдами на Украину. Правда, потом Виктор пересдал экзамены на 1-ю степень, но уже «золотой» картины не было, зато работы было – на всю оставшуюся жизнь. И работы успешной.
Известность В.А. Боброва ширится, число желающих быть запечатленным портретистом растет. В 1873 году художнику присваивают звание академика.
Портрет Ф.М. Достоевского 1883, офорт
А вскоре В.А. Бобров увлекается изготовлением офортов, оригинальных или репродукционных.
Портрет И.С. Тургенева, офорт. Бурятский республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова, Улан-Удэ
Известны портреты в технике гравюры: Достоевский, Шишкин, Верещагин, Шевченко, композитор Рубинштейн, художник Ф.П. Толстой… Все это точной рукой, с достаточной похожестью образа.
Он также пользуется акварельной техникой для создания тонких и поэтичных женских головок.
В новой технике искусства Бобров необычайно успешен. Его офорты поехали в Париж, на Всемирную выставку, были представлены и в Москве…
Его акварели — желанные гости на ежегодных выставках Общества русских акварелистов.
Портрет Жюли Рейтерн. Симферопольский художественный музей
Гречанка
В 1875 г. стал заниматься гравированием крепкой водкой (офорт) и в этом деле достиг значительных успехов: его офорты, которых насчитывается до 100, ценятся любителями весьма высоко. Некоторые из этих офортов довольно больших размеров.
Цыганка
Цыганка
В красном наряде. 1903
Даже поклонники творчества Виктора Алексеевича стали иронизировать на страницах «Художественного журнала»: «Бобров – самый неутомимый из академиков, он работает на все руки, пером, карандашом, резцом, акварелью, соусом, маслом и чем хотите».
Стасов тоже задумался в отношении своего „аванса“ Боброву насчет „старых голландцев“. Теперь критик признается: все это „далеко от того, что обещал когда-то этот самый Бобров. Сначала, как живописец, а потом даже и как гравер“.
Портрет певицы Е.А. Лавровской. 1881
Херсонский областной художественный музей имени А.А. Шовкуненко
Дама с веером
Со временем интерес к художнику иссяк, заросли травой забвения и факты его собственной жизни.
Вид на залив Ловийса
Известно, что он писал еще неплохие пейзажи в Павловске, делал походные наброски увиденного при путешествии в Польшу…
Портрет В.М. Максимова 1864. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Виктор Бобров так и не создал свою „визитную карточку“. Хотя все время трудился, был „покупаем“ и успешен. Наблюдая за угасанием таланта Боброва, Максимов писал своему товарищу по выставкам – пейзажисту Киселеву: «Бобров все тот же, что был два-три года назад, успеха мало, и вряд ли он попадет на ту дорогу, на которой стоял в пору нашего с ним знакомства и с которой, благодаря любви к грошу, свихнулся».
Новые мысли. 1915
Но вернемся к ранним работам художника, где его талант подавал-таки надежды зрителям, да и ему самому. Вот – девушка, похоже курсистка, будущий медик или учитель.
У камина
Другое полотно, которое, можно сказать, реабилитирует художника – «У камина». Тут молодая девушка, своеобразной петербуржской красоты «периода свечей, каминов, старинных картин, клавишной музыки». На краю камина мы замечаем армейскую фуражку с офицерским околышем. И это уже не портрет, а жанровая картина, целая история…
Меланхолия невесты
Но, пожалуй, самой яркой страницей в творчестве Виктора Алексеевича стали его акварели русских красавиц в национальных костюмах, его Боярышни.
Кроме безусловной живописной ценности, они представляют и этнографический интерес.
Украинка
Крестьянская девушка
Информация взята из разных интернет источников, в т. ч. из Википедии и из статьи Владимира Трифонова. Автор подборки Сахарова Раиса.
Эстер. 1888
И не смотря ни на что, Виктор Алексеевич Бобров - прекрасный акварелист. Сегодня его имя обретает второе рождение: Боброву посвящены статьи в томе «Забытые художники», в художественном словаре «Русские художники XVIII – XX века» и других изданиях.
Автопортрет. Офорт. 1880-е годы
Виктор Алексеевич Бобров (1842—1918).
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 6