Обломки вертолета президента Ирана Ибрахима Раиси
Кому выгодна смерть Ибрахима Раиси
На Западе, как и в России, отметили, что гибель Раиси не кажется случайностью.
«Катастрофы бывают всегда, но не все катастрофы равны», — отмечает колумнист The Atlantic Араш Азизи.
Иран, по его словам, не та страна, где президенты умирают «по случайности». В то же время из-за санкций и международной изоляции авиационная инфраструктура в Исламской Республике испытывает проблемы: за минувшие годы два министра и два генерала разбились в подобных инцидентах. И это всегда вызывает подозрения, ведь такие авиакатастрофы, как гибель генсекретаря ООН Дага Хаммаршельда над Северной Родезией в 1961 году, гибель вице-председателя Компартии Китая Линь Бяо в 1971 году, гибель президента Пакистана Мухаммеда Зия-уль-Хакка в 1988-м и гибель президента Польши Леха Качиньского в 2010 году, остаются во многом не раскрыты.
Раиси собирался вновь баллотироваться на пост президента в 2025 году. Теперь по Конституции Ирана в течение 50 дней должны быть проведены новые президентские выборы. И, по версии Азизи, внезапная гибель президента может привести к власти в стране другие силы.
«Внешняя пассивность Раиси вдохновляет тех, кто принадлежит к группе особо агрессивных сторонников жесткого курса. В его президентстве они увидели возможность возвыситься за счет более традиционных консерваторов, [которые в большинстве своем являются духовными лицами]. Среди них — спикер парламента Мухаммад Бакер Калибаф, которого поддерживают многие проправительственные консервативные партии и многие в Корпусе стражей исламской революции. Когда я спросил чиновника, близкого к Калибафу, о том, что принесет авиакатастрофа, тот немедленно ответил: „Калибаф станет новым президентом“. Многие ожидали, что начнется борьба за власть в Иране, но после смерти аятоллы Хаменеи. Теперь, очевидно, мы увидим по крайней мере „генеральную репетицию“, в ходе которой разные политические группы покажут свою силу», — утверждает колумнист.
Нет комментариев