"Христос Спаситель мира". ("Христос благословляющий")
Эль Греко создал серии апостолов (исп. apostolados — апостоладос) — большие циклы, многие из которых ныне рассеяны по различным музеям. Тем не менее самые значительные из них, которые относятся к позднему периоду творчества мастера, можно увидеть в Толедо — в сакристии собора (1605-1610) и в Доме-музее Эль Греко (1610-1614).
(Святой Апостол Петр.
На картине Эль Греко Апостол Петр предстает в образе седобородого мудреца. Его одеяния грубы и безыскусны. Черты лица просты, взгляд рассеян. Создается впечатление, что он погружен в молитву и созерцает духовный мир. Весь его облик дышит простотой и смирением. Святой крепко сжимает в левой руке два простых железных ключа. Правую кисть Петр прижимает к груди, слегка придерживая плащ, одновременно указывая на Христа.
Эль Греко не отступил от традиции в выборе цветов одеяний Святого Петра - хитон синего цвета и гиматий-плащ охристо-желтого)
В каждой из серий по шесть поясных или погрудных изображений апостолов должны были справа и слева обрамлять изображение Христа. Мастер стремился достичь разнообразия эмоциональных душевных состояний при единстве того общего, что объединяет между собой учеников Христа. Задача эта осложнялась тем, что облик апостолов не обладает резкими характерными отличиями, в его основе лежит сходный общий эльгрековский тип. Как всегда, вся сила экспрессии заключена в жестах рук и особенно в выражении аскетических лиц, то погруженных в свои думы, то отрешенно взволнованных, то словно освещенных пламенем внутренней страсти. Ниспровергая мертвые церковные шаблоны, Эль Греко создал совершенно новый тип изображений — образы проповедников, мыслителей, ясновидцев, которых роднят и объединяют поиски бескомпромиссной нравственной истины.
(Святой Апостол Павел. Эль Греко неоднократно писал изображения Апостола Павла, и одиночную фигуру, и в группах.
Обычно в его творчестве Святой Павел в образе мужа в зрелом возрасте, чернобородого, с короткими черными волосами. Эль Греко выбрал традиционные цвета одеяний Павла - синий хитон и красный плащ-гиворий.
Черные волосы святого тронуты сединой, определенно голова начинает лысеть. Однако черные пронзительные глаза светятся энергией и неукротимым духом. Фарисей из почитаемого рода, восходящая звезда религиозного небосклона Израиля, он все "почел тщетой")
Двенадцать изображений требовали не только разных психологических нюансов в трактовке, разных поз, жестов, атрибутов, но и изобретательности живописных решений.
(Святой Апостол Андрей. Картина Эль Греко "Апостол Андрей" изображает святого в полном согласии с традицией. Это старец, обликом похожий на своего брата Апостола Петра. В его руках – косой крест.
На полотне Эль Греко изобразил Андрея, как и других апостолов, в простой одежде, с седыми взъерошенными волосами и недлинной густой бородой. Художник в точности воплотил в картине описание апостола из труда монаха Епифания "Житие Андрея Первозванного": "он не был мал по телесному сложению, но высок, носат, броваст, немного сгорблен". Правой рукой апостол придерживает деревянный крест. Левая ладонь апостола простерта в благословляющем жесте, ее изображение напоминает крыло голубя, символа Святого Духа)
Ранее было отмечено, что колорит Эль Греко претерпевает за этот период существенные изменения, чему наглядным примером служит сравнение "Эсполио" и апостоладос в сакристии собора. Живопись его теряет свою материальность, плотность красочного слоя, кажется, что некоторые картины написаны окрашенным светом.
(Святой Апостол Иаков (Старший).
В картине Эль Греко апостол скорее похож на испанского идальго. Художник изобразил молодого человека с тонкими, удлиненными чертами лица, с изящными пальцами. Создается впечатление, что он одет не в бесформенный хитон, а скорее в элегантный костюм, скрытый в полутьме и под плащом. Левая кисть крепко, словно копье, сжимает посох. Довольно необычно положение правой кисти – традиционная для Эль Греко кисть с сведенными вместе средним и безымянным пальцами расположена горизонтально, ладонью вверх. Округлые складки плаща находятся на некотором расстоянии от ладони.
Все это производит впечатление, что на ладони у него находится нечто невидимое. Глаза Иакова сфокусированы на определенной точке, вероятно задумывалось так, что он взирает на Христа, картина с изображением Которого располагалась в центре группы картин, в окружении изображений учеников. Перед зрителем предстает задумчивый и кроткий образ молодого апостола.
Это не бедный провинциальный рыбак из Галилеи, а скорее, аристократ и интеллектуал, присоединившийся к группе учеников, дабы услышать Благую Весть из первых уст)
Основной живописный эффект серии апостолов построен на вариации тонов одежд — коричневато-зеленых и бледно-голубых, зеленоватых и серых, желтых и голубых, малиново-розовых и зеленых, голубых и розовых. Есть что-то отвлеченное, астральное в этих крупных цветовых пятнах, очерченных на темном фоне тающей линией контура. Лучшими считаются изображения апостолов Андрея, Луки, Матфея, Павла, Иоанна Богослова.
(Святой Апостол Иоанн Богослов.
Эль Греко неоднократно изображал Св. Иоанна: и в сериях Апостоладос, и в парных изображениях святых (с Св. Франциском и с Иоанном Крестителем), в Гефсиманском саду, и в мистическом "Снятии пятой печати".
Он воспроизводил святого в облике юноши с копной каштановых вьющихся волос, с узким нервным лицом. В руках Иоанн держит чеканный золотой кубок, в котором находится миниатюрный крылатый дракон.
И если в написанной всего несколькими годами ранее картине той же тематики, хранящейся в Прадо, Иоанн Богослов написан в теплой палитре, в образе подростка, на фоне грозового неба. То в более поздней версии картины, включенной в серию Апостоладос (1610-14, Дом-музей Эль Греко, Толедо), Иоанн изображен в старшем возрасте. Это полотно производит более тревожное, даже мрачное впечатление. На мертвенно-бледном, изможденном лице молодого человека словно читается отпечаток страданий и того мистического мира видений, в который он погрузился, пребывая на острове Патмос.
Как и во многих произведениях позднего периода, пропорции лица, кистей, да и всей фигуры вытянуты, складки одеяния лежат ломаными грубыми линиями. И в противоположность, искусно выполнена тонкая чеканка драгоценного кубка. Между лицом апостола и кубком словно существует незримая связь. Взгляд словно перетекает от лица Иоанна по зеленому рукаву, к золотой чаше. Змей-дракон, столь миниатюрный, что вмещается в чашу, растопырил крылья, будто изо всех сил, в панике стремится высвободится из плена. Апостол видел его поражение:
"И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною"
Откровение 12:9.)
Апостол Лука, написанный в гамме зеленого, черного и белого, без особых оснований признается некоторыми исследователями автопортретом Эль Греко.
(Святой лука)
Иоанн Богослов, хрупкий и нервный юноша с золотым потиром в руке, облачен в зеленую тунику и розовый плащ. Изображенный в профиль белобородый апостол Андрей поддерживает свой атрибут — андреевский крест, который резко и выразительно как бы перечеркивает его фигуру, усиливая общее напряженное звучание образа.(Святой Апостол Филипп)
Однако еще более смелое впечатление производит серия апостолов, которая находится в Доме-музее Эль Греко. В этой приходящейся на последние годы жизни художника серии, которая кажется незаконченной, повторяются некоторые изображения из апостоладос собора.
(Святой Апостол Варфоломей. В последние годы творчества Эль Греко в цикле Апостоладос создает свой образ апостола Варфоломея — не только украшение Дома-музея Эль Греко, но и одно из поразительных созданий старого мастера.
Молодой, чернобородый, чернокудрый, с мертвенно-бледным удлиненным асимметричным лицом и странно отсутствующим косящим взглядом огромных блестящих глаз, облаченный во все белое, Варфоломей кажется неистовым в своем пророческом безумии. Поражает его ярко выраженный восточный тип.
Удивительно смела почти монохромная живопись, построенная на изысканных оттенках белого. Образ излучает внутреннее возбуждение. Традиционные атрибуты святого — нож и ведомый на цепи маленький рыжеволосый дьяволенок — не несут, на наш взгляд, того многозначительного смысла, который им часто стремятся приписать.
Более важно волнующее богатство впечатлений, рождаемых образом в целом, который словно развивается на наших глазах, и тем не менее остается в чем-то неосознанным до конца.
В ряду изображений святых Эль Греко это произведение написано как бы в порыве высшего творческого озарения. Варфоломей принадлежит к числу самых экспрессивных созданий мастера)
Сравнение образа Матфея убеждает, насколько еще более трепетной и легкой стала кисть Эль Греко, мягко и виртуозно моделирующая задумчивое лицо апостола-мыслителя, его серебристые волосы, тонкие кисти рук, розовый плащ, весь пронизанный белыми отсветами.
(Святой Апостол Матфей)
Вместе с тем трудно предположить, что Эль Греко, который как бы подводит итог изобразительным возможностям в данном жанре, может сказать еще что-то новое.(Святой Апостол Фома)
Серия Апостоладос из Дома-музея Эль Греко из тринадцати картин была задумана как единое целое. Центральное место занимала картина "Христос Спаситель мира", справа и слева от него располагались по шесть апостолов, головы которых были повернуты к центральной фигуре. Предполагают, что эта серия картин так и не была завершена в связи со смертью художника.
(Святой Апостол Иаков Младший)
Греческое слово apostolos означает вестник, посланник. Господь избрал двенадцать учеников, дабы они пребывали рядом с Ним во время Своего служения на земле, были свидетелями Его смерти, воскресения и вознесения. Господь молился о них:
"Как Ты послал Меня в мир, [так] и Я послал их в мир"
Евангелие от Иоанна 17:18.
(Святой Апостол Иуда Фаддей)
Впоследствии к апостолам причисляли и других выдающихся христианских деятелей, несших апостольское служение. Большую роль в распространении христианства сыграли Павел, апостол язычников, Св. Мартин, апостол апостол Галии, Св. Бонифаций, апостол Фризии и Германии, Свв. Килил и Мефодий, апостолы славянских народов и другие.
(Святой Апостол Симон Кананит)
После предательства Иуды Искариота ученики выбрали на его место Матфия. Господь же присоединил Петра, явившись тому на пути в Дамаск. Другие ученики признали Петра как апостола язычников, неевреев.
Благодаря свидетельству апостолов церковь постоянно росла. Их благочестие, страстное служение, пламенный огонь веры зажигали сердца. Ни угрозы, ни гонения, ни пытки, ни мученическая смерть, не могли остановить распространение Благой Вести. Согласно преданию, Петр и Филипп были распяты головой вниз, Андрей на косом кресте, мученически погибли Иаков и Павел (возможно, обезглавлены мечом), Варфоломей (распят вниз головой, затем живьем содрана кожа и обезглавлен), Фома (проткнут 5 копьями) как и остальные, кроме Иоанна...
#ЭльГреко
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1