José de Ribera по прозвищу Спаньолетто (Lo Spagnoletto — "маленький испанец")
Испанец Хусепе де Рибера, известный современникам, как верный последователь Караваджо, был не только искусным живописцем в традиционном жанре «маслом на холсте», но равно владел и графическими навыками. До появления творческих работ Гойи, он стал одним из первых графистов эпохи барокко, виртуозно владевших карандашом и углем.
(Святой Григорий Великий. 1614)
(Мученичество Святого Лаврентия. 1615)
(Святые Пётр и Павел. 1616)
Рибера родился недалеко от Валенсии ,в Ксативе – провинциальном испанском городке. Датой его рождения считают ту, когда он был крещен, т.е. 17 февраля 1591 года. Семья Хусепе была не богата. Отец занимался сапожным делом в собственной мастерской, о матери сведений не сохранилось. Первым учителем Рибера был валенсийский художник Франсиско Рибальт, который лишь посвятил мальчика в живописный мир, научил правильно держать кисть, смешивать краски и писать с натуры. Для дальнейшего изучения художественного ремесла юный Рибера отправился в Италию, а точнее в Парму, где и остановился в 1611 году.
(Мученичество Святого Лаврентия. 1620-1624)
(Мученичество святого Андрея. 1628)
Ранние картины Риберы находятся в русле традиции тенебризма и, подобно работам его наставника Рибальты, выполнены под сильным влиянием Караваджо. Позднее на караваджистскую основу наложилось влияние предельно далёких от Караваджо болонских академистов Карраччи. Как и в случае с Караваджо, стилевая манера Риберы строится на контрастах света и тени. Натурой для художника служили не только сцены мирной жизни. Ходили слухи, что он посещал тюрьмы, делая наброски сцен пыток и допросов. Надо отдать должное мастерству юноши – его герои выглядели более чем реалистично. Так, уже первые его полотна навевают страх и скорбь, вызывая ощущение непосредственного присутствия.
(«Кающаяся Магдалина или Vanitas» - 1609-1611)
(«Ощущение вкуса» - 1613-1616)
(«Святой Андрей» - 1616-1618)
В 1613 году Хусепе поступил в художественную Академию Святого Луки. В период обучения художник имел радостную возможность сойтись с творческими единомышленниками Хонхорстом и Тербрюггеном. Этот отрезок жизни искусствоведы обозначили, как самый беззаботный в биографии Риберы. Он жил в долг, набрав кредитов, и потому сбежал в 1616 году в Неаполь. Здесь «карьера» талантливого но весьма легкомысленного художника пошла вверх по причине удачной женитьбы на Катерине - дочери Джованни Бернардино Аззолини, неаполитанского художника. Тесть дал прекрасный старт Хусепе, вывел в свет и сделал одним из влиятельнейших деятелей искусства в городе.
(Архимед. 1630)
(Архимед. 1630)
(Непорочное зачатие. 1630)
Время проживания в Неаполе принято называть неаполитанским периодом жизни Риберы. Тогда мастер заимел богатых покровителей в лице Педро Тельеса-Хирона, третьего герцога Осуна и даже вице-короля Сицилии Эммануэля Филиберта Савойи. Они были щедрыми кредиторами и заказчиками. Полотна этого времени мастер стал подписывать «Хусепе де Рибера, испанец». Его работы, и без того реалистичные, изображают персонажей,пронизанные трагизмом.
("Святой Себастьян и Святая. Ирина". 1628. Эрмитаж)
Мимика, жесты, прикосновения и гримасы боли ознобом пробегают по зрителю, настолько точны и жизненны людские лица и позы. Схожесть с реальностью достигается живописцем за счет плотного наложения мазков в области морщин и складок одежды, размытия дальнего плана и глянцевой гладкостью поверхности.
(Воскрешение Лазаря. 1630)
(Святой Симон. 1630)
(Святой Варфоломей. 1630)
С 1620 по 1626 годы Рибера переживал далеко не лучшие дни и выживал лишь благодаря творчеству. Несмотря на то, что мастер никогда не возвращался в Испанию, его холсты, графика и офорты были куплены и вывезены на родину герцогом Осуна. Картины Риберы постепенно приобретали более охристый, золотистый оттенок, однако самой, по мнению критиков, выдающейся по контрастным цветам является «Прометей» - 1630г.,
а неординарной по сюжету – «Магдалена Вентура с мужем и сыном» - 1631г.
За время совместной жизни с Катериной, у художника родилась дочь, которая в 1644 году вышла замуж за дворянина. Сам же Хусепе подорвал свое здоровье. Однако он еще занимался наставничеством и не закрывал мастерскую. Среди учеников Риберы были Лука Джордано и Бартоломео Пассанте.
(Иксион. 1632)
(Святой Иероним. 1632)
Известность Риберы достигла пика, когда к нему в Неаполь приехал Веласкес - придворный художник короля Испании Филиппа IV. Работы Риберы после этого стал заказывать испанский двор. Однако умер он в бедности 2 сентября 1652 года.
(Святой Роке. 1631)
(Слепой скульптор. 1632)
(Титий. 1632)
(Святой Иероним. 1632)
(Святой Пётр. 1632)
(Оплакивание. 1633)
(Святая Троица. 1635-1636)
(Святой Себастьян. 1636)
(Вознесение Марии Магдалины. 1636)
(Дуэль Изабеллы де Караззи и Диамбры де Поттинелло. 1636)
(Аполлон и Марсий. 1637)
(Иаков получает благословение Исаака. 1637)
(Диоген. 1637)
(Святой Христофор с младенцем Христом. 1637)
(Старый ростовщик. 1638)
(Скорбящая Мать. 1638)
(Кающаяся Мария Магдалина. 1638-1640)
(Сон Иакова. 1639)
(Пейзаж с пастухами. 1639)
(Освобождение Святого Петра Ангелом. 1639)
(Мученичество Святого Филиппа. 1639)
(Мария Магдалина в пустыне. 1640-1641)
(Видение Святого Бруно. 1643)
(Святой Иероним. 1644)
(Иоанн Предтеча в пустыне. 1644-1647)
(Мистическое обручение Святой Екатерины. 1648)
(Конный портрет дона Хуана Хосе Австрийского. 1648)
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев