Фрагонар, в отличие от коллеги Буше, не получив должность при дворе, работал по заказам богатых клиентов.
Это был период элегантного и игривого стиля рококо, доминирующего в то время во Франции.
На картине изображён сюжет любовного треугольника, придуманный заказчиком, известным бароном де Сен-Жюльен, пожелавшим запечатлеть себя и свою юную любовницу в присутствии священника, раскачивающего сзади качели.
Изначально задуманная как безобидная шутка, она обернулась барону отказом шокированного художника.
Но барон нашёл другого, более понятливого и сговорчивого, сумевшего создать достойный и приятный глазу компромисс, символично изобразив барона в ногах, ‘рогоносца’ в кустах, милашку в полёте.
Фрагонар, взявшийся за этот фривольный сюжет, не случайно выбрал качели - это был тонкий намёк на легкомыслие юных красавиц, условный символ ненадежности, подкрепив его несколькими остроумными деталями. Каменные фигурки путти, с живыми эмоциями на лицах, традиционные спутники Венеры - богини любви, восхищенно взирают на красавицу, летящую в солнечном озарении, в развевающихся бантах и лентах, в модной шляпке пастушки, прикрывающей ее интригующий взгляд.
Напротив неё тот самый крылатый Купидон, сын Венеры, поразивший любовной стрелой двух мужчин поклонников и взывающий к тайне.
Оба остаются в тени, лишь протянутая рука барона несомненный фаллический символ, а брошенная туфелька красотки - символ своего согласия.
Элегантность и легкость в сочетании с эротическим подтекстом - в этом Фрагонар был специалистом и ловко вписывал в искусство рококо фривольные темы жизненных сюжетов.
Комментарии 4