Но в чем же еще был смысл цветочного натюрморта?!
Мимолетное цветение иногда трактовалось в религиозном смысле как символ бренности человеческой жизни: ‘Человек – как трава; цветёт, как полевой цветок; засыхает трава, и цвет увядает…’ (Исаия 40:6–8). Такое значение цветочного натюрморта, безусловно, очевидно, когда букет сопровождается другими явными символами ванитас, такими как череп или часы.
А может символика цветов раскрывает значение нарисованного и подаренного букета?! Например, розы не только символизируют любовь, но и являются цветами Девы Марии, как и лилии, символизирующие чистоту, а аквилегии и фиалки символизируют смирение и скромность. Примула, как ранний зимний цветок, символизирует новое начало, рост и надежду. Красивый пион символизирует богатство и изобилие, мак, или опийный мак, – сон и смерть. Подсолнух символизирует послушного христианина. Несмотря на свою красоту и популярность, тюльпан имел несколько сомнительную репутацию из-за краха тюльпанового пузыря в 1637 году со всеми его катастрофическими финансовыми последствиями. Говорят, что насекомые олицетворяют быстротечность, бабочка – воскрешение души из мёртвых, а муравей – трудолюбие. Трудно сказать, использовала ли Рахель эти значения сознательно при создании своих композиций. Зритель, конечно же, всегда мог придать букету свой собственный смысл.
Учитывая отсутствие очевидных предметов ванитас на картинах Рахель, вполне вероятно, что её букеты были в первую очередь предназначены для наслаждения. Это относится и к многочисленным насекомым, которых в XVII веке с энтузиазмом изучали как чудеса природы и которые, к тому же, имели естественную связь с цветами. Разнообразие насекомых на картинах Рашель оживляет композицию и раскрывает её энтомологические познания, несомненно, почерпнутые из коллекции отца.
Однако в некоторых её букетах содержится тонкий намёк на мимолетность и хрупкость жизни. Например, некоторые цветы в её букетах несколько увядшие, листья засохшие, а один стебель сломан или даже срезан. Чтобы заметить это, нужно внимательно присмотреться.
В 1693 году Рахель вышла замуж за художника Юриана Пола (нидер. Juriaen Pool II, 1666-1745), родила в браке одиннадцать детей, стала первой женщиной-членом гильдии художников в Гааге и придворной художницей одного из самых влиятельных немецких дворян – Иоганна Вильгельма Пфальцского (Johann Wilhelm von der Pfalz).
Таланты Юриана были несколько скромнее талантов Рахель. Когда в 1708 году они были наняты придворными художниками пфальцграфом Иоганном Вильгельмом (1658–1716), чей двор находился в Дюссельдорфе, граф в первую очередь интересовался творческим талантом Рахель, но из соображений приличия не мог обойти вниманием её мужа.
Немецкий курфюрст открыл для себя творчество Рахели, посетив коллекцию её отца в 1695 году. И когда он назначил её придворным художником в Дюссельдорфе, где он и его жена, Анна Мария Луиза Медичи, они уже собрали обширную коллекцию произведений искусства. В течение девяти лет Рахель Раус ежегодно присылала супругам по одной картине, в то время как она с семьёй продолжала жить в Амстердаме.
Ввиду их большой семьи Рахель и Юриан не были обязаны жить в Дюссельдорфе, что необычно для художников, работающих при дворе. Известно, что Рахель приезжала из Амстердама в Дюссельдорф как минимум дважды. Необычно еще и то, что, несмотря на назначение и фиксированное жалованье, Рахель имела разрешение пфальцграфа работать для других покровителей как в Германии, так и за рубежом.
Комментарии 2