названная ‘Il Pensieroso (Мыслитель)’ и созданная им для новой ризницы Базилики Сан-Лоренцо во Флоренции.
Веласкес воспроизвёл Марса в свойственной ему парадоксальной манере, с долей сатиры и иронии, изображая мифологического бога в человеческом обличье, как живую плоть с кровью, текущую по ее жилам, словно оживив скульптурный камень.
Подобная трактовка мифологического сюжета, где с одной стороны оружие и другие военные атрибуты указывают на его должность, как римского бога войны, а с другой стороны отображают его неоднозначное эмоциональное состояние, как человека – была типичной манерой, свойственной непросто придворному художнику, знавшего всю внутреннюю сторону королевской жизни, но и умевшего красиво и дипломатично, с долей юмора и легкой иронии преподнести работу на суд зрителя, проводя параллель между человеческим и божественным!
***
Боевые атрибуты имеют давнюю традицию как в изобразительном искусстве, так и в литературе и картина Веласкеса явно отражает эту традицию.
Но из всех доспехов художник оставил на Марсе только шлем и вместо того, чтобы изобразить бога размахивающим своим генеральским посохом, он показал его лениво опирающимся на него.
Как правило, этот мотив относится к поражению оружия и к той часто примиряемой концепции, где любовь побеждает всё – тема, которая также часто изображалась в живописи.
Поэтому щит, меч и остальная часть доспехов Марса лежат у края неубранной кровати, на которой он сам, красивый и мускулистый, но побеждённый воин, сидит в расслабленной позе с меланхоличным выражением лица.
Веласкес воссоздал его фигуру на основе цвета, а не линий, с помощью свободных и щедрых мазков кисти, создавших удивительно прекрасные импрессионистские очертания. Фигура оживлена той самой нестабильностью, которую создают ее намеренно неточные контуры. Ощущение живости и правдоподобия усиливается выражением лица бога.
Но вместе с тем непонятно, основано ли изображение на живой модели или это демонстрация опыта художника в визуальном описании анатомии человека, исходя из его личных наблюдений, а не из принципов художественных традиций.
***
Одной из потрясающих версий удручённого настроения Марса (возможно!) является внезапный и вынужденный разрыв с красавицей Венерой.
В тот период она была женой Вулкана.
Комментарии 5