Слева: Византийская мозаика 12 века. Справа: Винсент Ван Гог, «Портрет господина Трабука», 1889 г.
Изобретение фотографии — это лучшее, что случилось с живописью за всю ее историю. Больше не нужно было создавать исключительно реальные изображения, художник стал свободен. Конечно, публике понадобился целый век, чтобы догнать художников в понимании визуальной музыки и перестать считать людей вроде Ван Гога «сумасшедшими». При этом художники стали активно пользоваться фотографиями в качестве «справочного материала».
Потом уже появились такие люди как Василий Кандинский, русский авангард, Марк Ротко, Джексон Поллок. Вслед за живописью освободилась и архитектура, скульптура и музыка. Правда, русская академическая школа живописи застряла во времени, и сегодня до сих пор в академиях и училищах считается позором использование фотографии в помощь, а высшим подвигом считается чисто техническое умение рисовать как можно более реалистично голыми руками.
Благодаря статье журналиста Лоуренса Вешлера, присутствовавшего при исследованиях Дэвида Хокни и Фалко, выясняется еще один интересный факт: портрет четы Арнольфини кисти Ван Эйка — это портрет итальянского купца в Брюгге. Мистер Арнольфини — флорентиец и более того, он представитель банка Медичи (практически хозяева Флоренции времен Ренессанса, считаются покровителями искусства того времени в Италии). А это говорит о чем? О том, что он запросто мог увезти секрет гильдии Святого Луки — зеркало — с собой, во Флоренцию, в которой, как считается в традиционной истории, и начался Ренессанс, а художников из Брюгге (и соответственно и других мастеров) считают «примитивистами».
Вокруг теории Хокни-Фалко множество споров. Но зерно истины в ней, безусловно, есть. Что касается искусствоведов, критиков и историков — даже представить трудно, сколько научных трудов по истории и искусству на самом деле оказались полной ерундой, это же меняет всю историю искусства, все их теории и тексты.
Факты использования оптики нисколько не умаляют талантов художников — ведь техника это средство передачи того, что хочет художник. И наоборот: то, что в этих картинах есть самая настоящая реальность, только добавляет им веса — ведь именно так выглядели люди того времени, вещи, помещения, города. Это самые настоящие документы.
Теория Хокни-Фалко подробно изложена ее автором Дэвидом Хокни в документальном фильме BBC David Hockney’s «Secret Knowledge», который можно посмотреть на YouTube (часть 1 и часть 2, англ. яз.)
Опубликовано на сайте
adme.ru
#ФотоРассказ #история #наука
Комментарии 17
В 1558 г. опубликовал энциклопедический труд «О магии природы, или О чудесах явлений природы», который написал, по его словам, в пятнадцатилетнем возрасте. В нём излагались почерпнутые из античных и современных источников сведения о самых разнообразных материях – геологии, космологии, оптике, медицине, криптографии, кулинарии, химическому воздействию на металлы, ядах, окраске стекла, косметике, магнетизме, порохе, дистилляции, продуктах растительного происхождения и многих других.
Здесь было дано, в частности, чёткое описание камеры-обскуры, которую он ус...Ещёhttp://davaiknam.ru/text/s-detstva-ego-otec-nardo-antonio-della-porta-privival-jajdu-po Джиованни Баттиста делла Порта. Сфера его научных интересов была чрезвычайно обширна: учёный-энциклопедист, педагог, физик, посвятивший свои исследования оптике, магнетизму и кристаллографии, математик, метеоролог, драматург, астролог и алхимик. В то же время изучал оккультизм, магию и демонологию, интересовался сверхъестественными явлениями.
В 1558 г. опубликовал энциклопедический труд «О магии природы, или О чудесах явлений природы», который написал, по его словам, в пятнадцатилетнем возрасте. В нём излагались почерпнутые из античных и современных источников сведения о самых разнообразных материях – геологии, космологии, оптике, медицине, криптографии, кулинарии, химическому воздействию на металлы, ядах, окраске стекла, косметике, магнетизме, порохе, дистилляции, продуктах растительного происхождения и многих других.
Здесь было дано, в частности, чёткое описание камеры-обскуры, которую он усовершенствовал с помощью собирательной линзы. В 1589 г. предложил использовать камеру-обскуру для выполнения рисунков и их проецирования на плоскость с тем, чтобы получать их правильную перспективу и пропорции (идея проекционного фонаря).
Позднее он создал портативную камеру: в маленьком тёмном ящике под углом 45 градусов располагалось зеркало, которое проецировало изображение на стол или лист бумаги. Он также заметил, что при помещении прозрачного вогнутого зеркала в камеру-обскуру получается отображение лучшего качества.