Минувшая неделя выдалась крайне урожайной на вебинары: наш главный специалист по лекциям и практикумам в сети Екатерина ВОРОБЬЕВА расскажет, что нового ей удалось узнать о пометках в гугл-картах, о современных тенденциях современного фандрайзинга и об остром вопросе самостоятельного проживания людей с ментальной инвалидностью. Подробности – в материале.
«Рассказ о прошедших вебинарах начнется с самой простой истории - вебинара «Как создать карту с метками с помощью Google Fusion и Google MapsEngine». Кому-то это может показаться «не совсем к месту». Казалось бы, зачем НКО вообще, и организации инвалидов в частности, подобная информация. Но мы уже четко осознаем – приятный и интересный визуальный контент на сайте – огромный шаг в развитии организации. А карты – инструмент, о котором мы еще ничего не знаем. Естественно, пробел нужно заполнять!
Вебинар состоялся 30 сентября. Организовали вебинар Теплица социальных технологий, а ведущим выступил Алексей НИЦА, event-редактор и автор видеоуроков по созданию контента.
Алексей рассказал об этих сервисах и их возможностях. Подробно разобрал, для чего их можно использовать: создание карты расположения объектов, создание маршрутов, выделение зон на карте, визуализация данных из таблиц, где есть адреса и для многого другого. Согласитесь, что при использовании таких карт можно значительно оживить свой сайт!
Ресурс доступен для тех, у кого есть google-аккаунт. Механизм достаточно прост: выбираешь себе базовую карту (подложка) и меняешь так, как тебе хочется (стиль, ярлыки, цвета, форму, иконки). Есть возможность наносить метки (как на картах «как до нас добраться»), отмечать зоны, маршруты. Но, конечно, все необходимо познавать на практике! Ничего супер-сложного в этом нет! Нужно только пробовать…
11 сентября состоялся значительно более серьезный вебинар - «Современный фандрайзинг: что вы упускаете и как быть в тренде», проведенный Центром Развития Некоммерческих Организаций, в котором приняло участие почти полторы сотни человек.
Ведущим вебинара стала Анна КЛЕЦКИНА – директор по развитию ЦРНО, советник фонда «Добрый город Петербург». Анна знает, о чем говорит – 18 лет стажа в качестве фпндрайзера говорит о многом.
Эпиграфом, а в общем-то даже чем-то большим - красной нитью – стали слова короля ужасов Стивена Кинга: «Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу». Да, действительно, из любых ситуацию нужно уметь выносить пользу.
Вебинар был скорее не обучающий, а аналитический. Он был основан на ранее проведенном ЦРНО опросе среди фандрайзеров, экспертов и людей, не связанных с фандрайзингом. Опрос выявил, что фандрайзер как профессия развивается. В организациях стали появляться ставки для фандрайзеров, но правда от этих людей ждут чудес. Еще возникает нестыковка – работодатель не знает, как оценивать работу фандрайзера. Да и сами люди стали называть себя фандрайзерами – формируется самоосознание профессии. Растет и подготовка фандрайзеров, есть обучающие площадки для специалистов в «добыче ресурсов». Но их – площадок – по-прежнему мало.
Анна рассказала и о том, что модно в российском фандрайзинге? Опять же, на основе опроса. Ответы не удивили. Это краудфандинг (в особенности через интернет и социальные сети), смс-мобильные устройства, благотворительные мероприятия, креатив, нестандартный подход, корпоративное волонтерство, TV-благотворительность, волонтерство, кобрендинг .
Рассказала Анна о методах привлечения средств (в порядке убывания значимости на момент опроса): подача проектов на конкурс; личные переговоры; ящики для пожертвований; мероприятия и акции; кобрендинг; сайт, соцсети. Рассказала и о механизмах: ведь для опытного фандрайзера механизмы перечисления средств значат ни меньше, чем то, на что хотят жертвовать доноры. Итак, механизмы перечисления средств:
- безнал, банковские карты, интернет-банкинг, электронные деньги;
- ящики, терминалы, смс;
- лично, квитанция.
Последнее время часто случаются споры: какой фандрайзинг ждет нас в будущем? Он-лайн или офф-лайн? Эксперты считают, что в будущем офлайнерам ничего не светит. Как минимум, необходимо комбинировать: давать возможность жертвовать как офф-лайн, так и он-лайн.
Отличается ли фандрайзинг между регионами? На этот вопрос Анна тоже ответила. И ответ вновь никого не удивил – действительно, фандрайзинг в регионах отличается от фандрайзинга в столице. Например, что характерно для столицы и большинства крупных городов? Это головные офисы; большие финансовые потоки; много людей и много НКО, что порождает конкуренцию; много частных фондов. А вот например Санкт-Петербург совмещает в себе столичные и нестоличные черты. Расскажем и о «нестоличных»: фандрайзер имеет больше времени; меньшие финансовые потоки; роль личности и связей, доверия и репутации; больше офлайна; лучше и проще доступ к людям; меньше конкуренции.
Следующим пунктом анализа стал вопрос государственных источников в России. И ответы порадовали НКОшников: источники растут, расширяется тематика, привлекается больше средств. Но есть и вторая сторона медали: растет конкуренция; ужесточается условия участия; осуществляется чрезмерный контроль за расходованием средств; возникают серьезные вопросы к прозрачности конкурсов; высокая коррупционная составляющая; наличие среди крупных получателей неизвестных и непрозрачных организаций, идеологизация господдержки.
Помимо государственных источников, поговорили и о корпоративных. В этом вопросе ситуация стабильна. Количество источников растет, как и корпоративное волонтерство; растет число и качество программ, увеличивается число инициатив со стороны компаний, растет объем средств, все активнее принимает участие малый и средний бизнес, создаются корпоративные фонды. Но есть и минусы: в больших корпорациях решение часто принимаются в Москве (или в каком-либо другом крупном городе), а не на местах. Собственные программы, увы, слабого качества или не по нуждам региона. Плюс, весь бизнес, так или иначе, завязан на мировую экономику. А значит, сегодня корпоративные ресурсы нестабильны из-за кризиса.
Фонды, как ресурсы, тоже относительно стабильны. Доля российских фондов растет, а зарубежных падает. Растут темы и количество конкурсов, упрощаются механизмы подачи заявок. В целом, учитывая уход зарубежных фондов из России, общее число фондов уменьшается. А значит, уменьшается и количество денег. Проблемой фондов является и неравномерный охват по регионам.
Частные пожертвования, как ресурсы, растут. Тут важен позитивный имидж НКО. Способствует развитию этого вида пожертвований развитие банковских карт и электронных платежей. Частные пожертвования –большее число доноров, доверия, постоянства; позволяет использовать он-лайн инструменты; есть шансы привлечь крупных доноров. Но и тут опрошенные отметили минус: увы, именно в этой сфере развито мошенничество.
Итак, что мы наблюдаем на данный момент в российском фандрайзинге?
-развивается благотворительность;
- популярна адресная помощь;
- фандрайзинг через TV;
- активно развиваются частные пожертвования;
-процветает мошенничество под видом привлечения частных пожертвований;
- происходит «оцифровывание» фандрайзинга;
- фандрайзинг через краудфандинг и сайты-агрегаты;
- развивается корпоративная благотворительность и КСО;
-почти ушли иностранные доноры;
- почти не состоялись в качестве фандрайзингового источника местные частные фонды;
- рост роли государства как инструмента финансирования НКО;
- развивается профессия фандрайзер;
- рост системного фандрайзинга;
- гос.учреждения становятся фандрайзерами.
Немного рассказала Анна и о том, что нас ждет:
- системность и масштабность;
-профессионализм;
- высокая конкуренция;
- мошенники и борьба с ними;
- актуальность регионального разделения;
- развитие корпоративного фандрайзинга;
- развитие благотворительности;
- расширение тематики частных пожертвований;
- доминирование он-лайн технологий, но через 10-15 лет возврат к личным коммуникациям;
- развитие мобильных технологий.
И на десерт – рассказ о самом серьезном вебинаре в рамках Web-школа РООИ «Перспектива» в рамках 2-ой Национальной недели людей с инвалидностью. Вебинар назывался «Право на самостоятельное проживание людей с ментальной инвалиднстью в свете изменения законодательства» и прошел 8 октября. Ведущим выступил Дмитрий Геннадьевич БАРТЕНЕВ – кандидат юридических наук, адвокат, преподаватель юридического факультета Санкт-Петербургского классического университета.
Начал Дмитрий Геннадьевич с того, что отметил положения статьи 19 Конвенции о правах инвалидов:
- равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания;
- при равных с другими людьми вариантах выбора;
- полное включение и вовлечение в местное сообщество.
Вопрос может возникнуть следующий: «Что такое самостоятельные образ жизни и вовлеченность в местное сообщество?». Дмитрий Геннадьевич дает ответ на этот вопрос:
- возможность выбирать наравне с другими людьми сове место жительства и то, где и с кем проживать;
- не быть обязанным проживать в каких-то определенных жилищных условиях;
- доступ к разного рода оказываемым на дому, по месту жительства, услугам на базе местного сообщества, включая персональную помощь, необходимую для поддержки жизни в местном сообществе и включения в него, а также для недопущения изоляции или сегрегации от местного сообщества;
Услуги и объекты коллективного пользования, предназначенные для населения в целом, должны быть в равной степени доступны для инвалидов и отвечать их нуждам.
А что означает «право на самостоятельно проживание»? Это проживание в семье, дома, в небольшом учреждении, в психоневрологическом интернате, в социальном учреждении общего типа (не ПНИ), проживание с другими людьми по собственному выбору, при помощи организации инвалидов и для инвалидов.
Поговорил Дмитрий Геннадьевич и о других нормативно-правовых актах, в частности о Гражданском кодексе РФ от 02.03.2015г. Статья 29 настоящего документа говорит «Опекун совершает все сделки с учетом мнения подопечного или информации о его предпочтениях от иных лиц». Ст.30 – «Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значение своих действий или руководит ими лишь при помощи других лиц, может быть ограничен в дееспособности». Ст.36 – «Опекун обязан заботится о восстановлении дееспособности».
Отдельным пунктом вебинара стал вопрос судебной защиты права на самостоятельное проживание. Например, право на уважение частной жизни (сотрудники учреждений не имеют права лазить по тумбочкам, что делается почти во всех больницах); право на отказ от медицинского вмешательства; недискриминационный доступ к социальным услугам; право на свободу; конкуренция социальных услуг.
Первые пункты невозможно осуществить, если человек находится в ПНИ в связи с режимом данного заведения (т.е. будут проверять личные вещи в тумбочках, шкафах, а отказ от медицинского вмешательства – это вообще грубое нарушение режима). Что касается права на свободу. Ст.14 – «любое лишение свободы соответствовало закону, а наличие инвалидности ни в коем случае не становилось основанием для лишения свободы». Действующий закон о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов говорит следующее: помещение в недобровольном порядке; отказ в соц.обслуживании (когда тяжелые психические заболевания, ссылаются на то, что инвалида нужно поместить в спец.учреждение); не допускается помещение детей-инвалидов с физическими нарушениями в учреждения для детей с психическими нарушениями.
Рассказал ведущий и о положениях совершенно нового закона об основах социального обслуживания с 2015 г.: соблюдение прав человека и уважение достоинства; сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной обстановке; добровольность; свободное передвижение по территории; оказание соц.помощи на основании обращения других лиц (это очень важно, т.к. сейчас только сам инвалид может написать заявление и никто другой). Отдельно нужно сказать, что человеку может быть отказано, в т.ч. ВРЕМЕННО в СТАЦИОНАРНОМ соц.обслуживании по заключению врачей (например, из-за инфекционных заболеваний).
Вопрос приема/выписки инвалидов с психическими нарушениями регулируется законом о психиатрической помощи. О чем же говорит этот закон? Основания для помещения в стационар учреждения социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами:
- личное заявление лица, страдающего психическими расстройствами, или лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным;
- заключение врачебной комиссии с учетом врача-психиатра о невозможности нахождения в ином стационаре соц.обслуживания;
- для лица, признанного недееспособным, если такое лицо по своему собственному состоянию не может подать заявление – решение органа опеки и попечительства, принятое на основании врачебной комиссии с участием врача-психиатра.
Что касается перевода в другое учреждение:
- в аналогичное учреждение общего типа – заключение врачебной комиссии с участием врача-психиатра об отсутствии медицинских показаний к нахождению в стационаре социального обслуживания для лиц, страдающих психическими расстройствами.
Отдельные вопросы, касающиеся выписки:
- личное заявление, в т.ч. лица, признанного недееспособным, при наличие заключения врачебной комиссии с участием врача-психиатра о том, что по состоянию здоровья такое лицо способно проживать самостоятельно (это не значит в одиночку, а при помощи родственников или организаций инвалидов). Еще в этом документе есть несоответствие закону о социальном обслуживании, где говорится о добровольности нахождения граждан в данных учреждениях (без заключения врачебной комиссии гражданина не выпишут);
- по заявлению опекуна недееспособного гражданина, если он по своему состоянию не способен подать заявление самостоятельно, при условии, что его опекун обязуется осуществлять уход или обеспечить осуществление ухода за своим подопечным (т.е. не обязательно опекун сам должен ухаживать, он должен обеспечить уход соответствующими социальными службами).
В завершение вебинара Дмитрий Геннадьевич рассказал о проблемах проживания проживания в ПНИ:
- в законе написано – проживающие помещены «под надзор». Это не значит ограничение свободы. В законе имеется ввиду юридический надзор;
- ПНИ несет ответственность за жизнь и здоровье проживающих – это тоже не значит ограничение свободы. Человек имеет право общаться с друзьями, родственниками;
- проживающие могут периодически переходить в семью, друзьям, хотя это и не всегда соблюдается.
На этом рассказ о прошедших вебинарах окончен. Будем ждать продолжения! Мы благодарим организаторов всех вебинаров!»
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев