Левша или правша?
Определение ведущей руки у ребенка.
Перед подготовкой к обучению письму очень важно определить ведущую руку ребенка. Иногда это просто, так как уже понятно, что ребенок – правша. Или что он явно левша. А иногда ребенок делает все задания то одной, то другой рукой. Почему? Какая рука у него ведущая? Как и когда определять ведущую руку у детей дошкольного возраста?
Левши составляют примерно 5-12 %, но часто ли их особенность принимается во внимание в обучении? Чаще всего левшей переучивают
или просто сразу же учат: «Держи карандаш/ ручку в правой руке». Некоторые педагоги и родители отвергают даже предположение о том, что ребенок не правша, а левша т.к. считают левшей « не такими» или даже с более низким уровнем развития, что совершенно не соответствует истине. Левшами были Александр Македонский, Юлий Цезарь, Жанна Д’Арк, Эйнштейн, Наполеон, Леонардо да Винчи, Джеймс Клерк Максвелл, И. Павлов, Чарли Чаплин и многие другие
знаменитые люди.
Переучивать ли?
Переучивание или неправильное обучение левшей вызывает у многих детей повышенную тревожность, утомляемость, страхи, протесты , капризы и нежелание заниматься, неврозы. Ведь леворукость – это не просто преобладание левой ведущей руки у ребенка, а еще и другое распределение функций между правым и левым полушариями головного мозга, которое нужно учитывать. И вмешательство в природное распределение функций полушарий грозит не только
неловкостью малыша в движениях, но и негативным влиянием на его
самооценку, познавательные способности, характер, настроение, поведение, здоровье.
Тесты для определения ведущей руки ребенка
Определять ведущую руку ребенка, по мнению большинства исследователей, можно с 4-5 лет. Есть специальные тесты по определению ведущей руки даже для младенцев, но их результаты нельзя назвать надежными. До возраста 4 лет дети достаточно хорошо
владеют двумя руками и предпочтение одной ведущей руки еще очень трудно выявить.
Существуют различные методики определения ведущей руки ребенка. Это опросники, батареи тестов, отдельные тесты. Но не все из них являются точными для детей дошкольного возраста.
Все тесты по определению ведущей руки ребенка дошкольного возраста должны выполняться быстро, без подготовки. Ребенок не должен знать и даже догадываться о том, что сейчас определяется его ведущая рука.
Во время тестирования ребенок выполняет игровые, графические или бытовые задания. Так, тест для определения ведущей руки ребенка М. Озьянс включает 20 заданий:
· завинтить крышку на бутылке,
· разрезать бумагу ножницами,
· нанизать бусины,
·почистить обувь щеткой,
·тереть ластиком крестики,
· намотать нитку на катушку,
· перелить воду из одного сосуда в другой,
· разложить карточки,
· отвинтить гайку рукой и ключом,
· проколоть дырочки дыроколом,
· продеть нитку в иголку,
· почистить одежду от пыли,
· капнуть из пипетки в узкое отверстие бутылки,
· достать бусинку ложкой из стакана,
· позвонить колокольчиком,
· закрыть и открыть молнию на сумке,
· взять стакан и выпить несколько глотков воды).
Ф. Кречмер предлагает детям для определения ведущей
руки такие задания:
· полить цветы,
· почистить зубы,
· перемешать песок лопаткой,
· толкнуть палкой шарик,
· достать книги с полки,
· вынуть пробку из ванной,
· положить фишки в коробку и другие.
Очень важно обратить внимание в оценке результатов тестов на новые для ребенка действия, которым его еще не обучали. Это позволяет получить более точные данные, т.к. если ребенка уже обучали действию, то скорее всего, он его будет делать так, как ему показывали и как он привык это делать.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев