Г.В.: А долго ехали?
Н.Ц.: Не помню, был ли взят Ростов или нет, а Таганрог уже был взят немцами. Мы, курсанты, сами загружались в товарные вагоны в порту (К морскому порту вела железнодорожная ветка) и поехали эшелоном. Когда приехали в Моздок, нас распределили по станицам. Наш отряд поселили в станице Галюгаевская (в самом Моздоке мало, кто стоял).(Галюгаевская — станица в Курском районе Ставропольского края. Расположена на левом берегу реки Терек на границе с Чечнёй.) Эшелон прямо на место пришёл. Нас поселили в станичной школе, там поставили нары двухэтажные и сделали кровати, где мы и разместились.
Г.В.: Скажите, а в станице Галюгаевской, кроме вашего отряда, кто-то ещё был? Может, весь полк учебный стоял?
Н.Ц.: Нет, только наш отряд.
Г.В.: Так что вас всех рассредоточили по Моздокскому району.
Н.Ц.: Да, бомбардировщики в одном месте, мы - в другом…
Г.В.: Что из себя представлял аэродром? Его срочно сделали для вас?
Н.Ц. Нет. Было обычное ровное поле.
Г.В.: На каких самолётах Вы начинали летать в Училище? Какой был Ваш первый учебный самолёт?
Н.Ц.: Мой первый учебный самолёт был в аэроклубе – По-2 (У-2). Я учился в Орджоникидзе в техникуме и закончил аэроклуб. К нам приехали из Ейского училища два капитана, отобрали более 50 человек из аэроклуба. Но это не только из нашего выпуска.
Г.В.: Большой был аэроклуб?
Н.Ц.: Да. Набрался полный вагон для отправки в Ейск, более 50 человек. Направляли и в другие училища.
В Ейске мы вступительные экзамены сдавали. Очень многих отсеяли. Отсеивали и по медицине, строгая комиссия была, потом ещё проверяли мандатные комиссии, кто откуда. Даже теоретические дисциплины сдавали, математику, русский язык. В общем, половина из нас не прошла.
Г.В.: У Вас было большое желание летать или, как многие в те года, Вы пошли в авиацию, под общие лозунги «Комсомолец - на самолёт»?
Н.Ц.: Я после школы мечтал стать моряком, хотел быть штурманом дальнего плавания. Направил запрос в училище штурманов на Чёрном море. Пришёл ответ, мол, высылайте документы. Но я подумал: так далеко ехать, сдам – не сдам, а у родителей с деньгами не особенно было. И я решил идти в военное училище. Пошел в райвоенкомат, сдал документы. Там сделали запрос в авиационно-техническое училище. Пришёл ответ, что мест нет. Мне говорят: «Вот есть в Грузии кавалерийское училище».
Я очень любил и жалел лошадей. Я еще ходить не умел, а уже скакал на лошади, так мать говорила. Отец идёт лошадей поить и меня верхом на лошадь сажает. На каникулах, когда я учился в школе, уезжал к деду с бабушкой и там постоянно пропадал в конюшне. Ну, любил лошадей, но сказал, что в кавалерийское училище не пойду.
В итоге забрал я документы из военкомата, выхожу на улицу, а там девчата знакомые идут:
- Как, Николай?! - я рассказал. Они говорят:
- Поехали с нами учиться в Оржоникидзе, в горно-металлургический техникум.
- Ёлки-палки!
Я согласился. Приехал туда, сдал документы и поступил в техникум. Богатый был техникум, кормили нас хорошо, и стипендия была.
Комментарии 1