«Это самый лучший фасон, так как в нём очень удобно ходить»

В заголовке статьи – слова из любимой многими повести Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе». Как думаете, о чём пойдёт речь? Об одном распространённом заблуждении.
Термины «тавтология» и «плеоназм» многие знают, кто-то помнит ещё с уроков русского языка, кто-то узнал благодаря нашему паблику, нередко их путают между собой и, увы, нередко приравнивают данные явления к речевым ошибкам. Тавтология – повторение однокоренных слов (спросить вопрос, случился случай). И да, чаще всего это ошибка. Плеоназм – словесная избыточность (светловолосая блондинка, первая премьера). Но в нашем языке много устойчивых, укоренившихся сочетаний, которые уже не воспринимаются как речевая избыточность. Сжатый кулак, видеть своими глазами, пути-дороги, в конечном итоге, друзья-товарищи, ходить ходуном, от добра добра не ищут, вольному воля – только немногие примеры, когда плеоназм и даже тавтология не ошибка, а стилистический приём или устойчивое сочетание. К подобным относится и сочетание «самый лучший» («самый худший»), которое большинство из нас совершенно спокойно употребляет. И правомерно употребляет. Почему?
Напомним, что качественные прилагательные в русском языке имеют степени сравнения – сравнительную и превосходную, каждая из которых бывает простой (синтетической) и составной (аналитической). Например, прилагательное «умный» имеет следующие формы: умнее, более/менее умный, умнейший, самый/наиболее умный. При образовании форм некоторых прилагательных наблюдается явление супплетивизма: маленький – меньше, хороший – лучше, плохой – хуже.
При образовании сравнительных форм иногда допускают ошибки. Напомним, какие, процитировав учебник «Курс русского языка. Русский язык и культура общения» Л. Балашовой, В. Дементьева:

«Совершенно недопустимо использовать одновременно два способа выражения сравнения: слова более/менее или самый/наиболее в сочетании с прилагательным в сравнительной или превосходной степени! Такая ошибка очень частотна в речи:
Сегодня она была более грустнее, чем вчера; Он самый величайший физик в мире.
Грамматически корректными будут предложения:
Сегодня она была более грустной, чем вчера; Сегодня она была грустнее, чем вчера; Он самый великий физик в мире; Он величайший физик в мире.
Исключение составляют формы: самый лучший, самый худший».
Почему же упомянутые формы относятся к исключениям? Заглянув в любой толковый словарь, вы не найдёте там словарных статей «умнейший», «красивейший» или «добрейший». Формы степеней сравнения могут быть указаны в статьях «умный», «красивый» и «добрый», ведь заголовком словарной статьи всегда является начальная форма слова. А вот статьи «лучший» и «худший» в словарях есть. Эти слова являются формами степеней сравнения прилагательных «хороший» и «плохой» (причём даже здесь словари приводят нам примеры употребления форм-исключений: самая лучшая бегунья в мире), но ещё в языке давно оформились их отдельные значения. Лучший – самого высокого качества, самого хорошего свойства; тот, кто лучше всех, самый хороший. Худший – самого низкого качества, свойства; тот, кто хуже всех, самый плохой. Мы воспринимаем «лучший» в отрыве от «хорошего», как отдельное прилагательное и иногда, как к любому качественному прилагательному, добавляем к нему слово «самый» для образования аналитической степени сравнения. Закономерно, что сравнительная степень сравнения (более/менее лучший) в языке не прижилась, а вот превосходная очень даже хорошо, удобно и давно устроилась.
Ниже вы видите лишь несколько примеров из русской литературы с использованием обсуждаемых сочетаний. К слову, по данным Национального корпуса русского языке, их более 2 тысяч.

Обращаясь для древностей в чтении греческих и римских писателей, не может сей академик по мере своего таланта не навыкнуть красноречию, ибо они суть самый лучший и надёжный пример в словесных науках. (М. Ломоносов. Проект регламента Академии Наук, 1764)

Мне кажется, самый лучший способ для удержания в тайне путешествия есть тот, чтоб сделать запрещение говорить, каким бы то образом ни было, о твоей высокой особе и даже выговаривать священное твоё имя, под опасением лишения живота и имений. (И. Крылов. Каиб. Восточная повесть, 1792)

Самый лучший родитель никогда не может заменить матери, нежнейшего существа на земном шаре! (Н. Карамзин. Рыцарь нашего времени, 1803)
И коня дал ему воевода самого лучшего под верх; два ста червонных стоит один конь (Н. Гоголь. Тарас Бульба, 1841)

Самый лучший шахматный игрок, самый острый из них может рассчитать только несколько ходов вперед; про одного французского игрока, умевшего рассчитать десять ходов вперед, писали как про чудо. (Ф. Достоевский. Идиот, 1869)

Это приём новый, хотя, может быть, и не самый лучший: это ведёт к риску сразу потерять всякий интерес для новых знакомых. (Н. Лесков. На ножах, 1870)

Но надо быть на всё готовым, и что же: если предположить даже самый худший, самый даже невозможно худший исход для начавшейся теперь войны, то хоть и много вынесем скверного, уже надоевшего до смерти старого горя, но колосс всё же не будет расшатан и рано ли, поздно ли, а возьмёт всё своё. (Ф. Достоевский. Дневник писателя, 1877)

Домашняя же жизнь Свияжских была в высшей степени приятна, и сам Свияжский, самый лучший тип земского деятеля, какой только знал Левин, был для Левина всегда чрезвычайно интересен. (Л. Толстой. Анна Каренина, 1878)

Опыт и в особенности горький ― самый лучший учитель. (А. Фет. Мои воспоминания, 1889)

Всем этим человечество обязано исключительно белой кости, и в этом смысле, с точки зрения естественно-исторической, плохой Собакевич, только потому, что он белая кость, полезнее и выше, чем самый лучший купец, хотя бы этот последний построил пятнадцать музеев. (А. Чехов. В усадьбе, 1894)

Потом получено было второе письмо, третье, четвертое, ― тайный враг не дремал и заботился о нём, как самый лучший друг. (Д. Мамин-Сибиряк. Хлеб, 1895)

В этот раз мне удалось сделать наблюдение и отметить это как совершенно новое, потому что я об этом нигде не читал: чибис не только не плохой, как сказано у Соболева, материал для натаски, а, по-моему, самый лучший, какой только может быть. (М. Пришвин. Дневники, 1925)

Жизнь он видел в мрачном свете и всегда ждал от неё самого худшего. (В. Вересаев. Воспоминания, 1925-1935)

― К сожалению, мне не удалось достать перепёлок, ― мягко сказал директор, когда путешественники уселись за самый лучший столик у окна, из которого был виден уютный сквер. (В. Каверин. Верлиока, 1981)
Комментарии 5