Однажды в студёную зимнюю пору
Сижу за решёткой в темнице сырой.
Гляжу – поднимается медленно в гору
Вскормлённый в неволе орёл молодой.
И, шествуя важно, в спокойствии чинном,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
В больших сапогах, в полушубке овчинном
Кровавую пищу клюёт под окном.
Знакомо? Ещё бы, сложно не узнать хрестоматийные строки Пушкина и Некрасова. И мы уверены, что вам приходилось хоть раз слышать или видеть их именно в таком порядке. Имя автора, объединившего в одном стихотворении двух поэтов, история не сохранила, но уже не одно поколение школьников ещё с доинтернетных времён повторяет этот стишок, пытается его дополнить или самостоятельно придумать нечто подобное.
Эта поэтическая забава вовсе не является изобретением последних десятилетий, известна она со времён античности и в литературоведении получила название центон (от лат. сento), что значит «одеяло из лоскутков». Действительно, похоже: произведения разных писателей будто нарезаются на отдельные лоскуты, которые можно комбинировать (центон относится к там называемой комбинаторной поэзии) в произвольном порядке, каждый раз создавая новый рисунок. В Древней Греции составляли новые стихи, «нарезая» Гомера и Аристофана, в Древнем Риме с той же целью использовали строки Вергилия, Овидия и Лукана.
«Краткая литературная энциклопедия» приводит пример центона, сочинённого И. Сельвинским:
Буду петь, буду петь, буду петь
Многоярусный корпус завода
И кобылок в просторах свободы,
Чтоб на блоке до Блока вскрипеть.
Если кто не узнал, первая строка здесь принадлежит перу С. Есенина, вторая – А. Блока, третья – Н. Некрасова и четвёртая – С. Кирсанова.
Центоны можно составлять, пользуясь текстами одного поэта. Например, этот центон, неизвестного, к сожалению, автора, составлен из строк А. Пушкина:
Я помню чудное мгновенье —
Три сестрицы под окном.
Зима!.. крестьянин торжествуя,
Всё ходит по цепи кругом,
Гонимый вешними лучами.
Уж солнце меркнет за горами…
Беги, сокройся от очей!
И сердцу будет веселей.
Во глубине сибирских руд
Горит восток зарёю новой.
Не пой, красавица, при мне,
Подруга дней моих суровых.
Прощай, свободная стихия,
Гусей крикливых караван…
Мороз и солнце! День чудесный!
Храни меня мой талисман!
Но чаще в одном произведении объединяются строки разных поэтов.
Скажи-ка, дядя: ведь недаром,
Когда не в шутку занемог,
Москва, спалённая пожаром,
Была прелестный уголок?
Ведь были ж схватки боевые
Огнём нежданных эпиграмм,
Да, говорят, ещё какие…
А то, мой друг? Суди ты сам:
Недаром помнит вся Россия
О ножках мне знакомых дам!
Да, были люди в наше время!
Читай: вот Прадт, вот W. Scott,
Могучее, лихое племя —
О русский глупый наш народ!
Плохая им досталась доля:
Три пары стройных женских ног.
Немногие вернулись с поля…
А милый пол, как пух легoк, —
Когда б на то не Божья воля —
Благословить бы Небо мог!
(Автор – А. Коваль)
Подсказок больше не будет, надеемся, первоисточники вам знакомы.
Составлять центоны не так просто, как может показаться на первый взгляд. В результате должен получиться не бессвязный набор разномастных строк, а осмысленный текст. Чем большее количество авторов цитируется, тем сложнее задача составителя и тем интереснее затем читателю. Например, Л. Сирота-Дмитрова предваряет свой замечательный центон «Синтетический романс», собранный из строк поэтов разных поколений, словами «Надо родиться и вырасти в стране и её культуре, чтобы оценить такое стихотворение»:
Снова утро туманное, хмурое утро седое,
Дождь по крышам стучит, отцвели хризантемы в саду,
Журавли улетают, трубя, и грозят нам бедою,
И летят снегири (не сочтите, что это в бреду),
Облетают последние маки в саду дяди Вани,
И сударыня-речка швыряет мой маленький плот,
И дубы-колдуны что-то шепчут, как ёжик в тумане,
И встают тени прошлого вновь из поганых болот.
И тревожно в груди, словно тигры у ног моих сели,
И звучат, и звучат, и умолкнуть никак не хотят
То мелодия вальса, то песня рабочей артели,
И неясные думы, как в обруч горящий, летят.
И схожу я с ума, но к врачам обращаться не стану,
Лучше лягу-прилягу – меня на заре не буди
И не сыпь, умоляю, ты горькую соль мне на рану:
Просто кончилось лето, и юный октябрь впереди.
Помнишь, вёл я когда-то безумные, страстные речи
С ненаглядной певуньей – и тень наводил на плетень…
Если б снова начать!.. Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский платок, кружева на головку надень –
И открой мне калитку, прими же меня, как родного,
Вот уж окна зажглись – не томи же меня, уступи!
Я вернулся домой. Я люблю тебя снова и снова.
Что мне снег, что мне зной? Пусть хоть пули свистят по степи!
Центоны давно пришли на урок литературы. Написанные по произведениям русской классики, они помогают ребятам лучше их запоминать. А самостоятельное составление центонов – замечательная литературная задача-игра, развивающая поэтический слух и чувство размера. С. Волков, учитель словесности московской школы, главный редактор газеты «Литература» (приложение к «Первому сентября»), приводит примеры того, как его ученики-пятиклассники справляются с заданием продолжить строкой любого автора лермонтовское «Скажи-ка, дядя, ведь не даром»:
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Певучесть есть в морских волнах?
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Я помню чудное мгновенье?
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
По чувствам братья мы с тобой?
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Всю ночь гремел овраг соседний?
Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Умом Россию не понять?
Существуют и прозаические центоны. Думаем, не все с первого прочтения смогут расшифровать центон, составленный А. Жолковским, и узнать все использованные источники:
«Дорогой друг мой, я рад, что здоровье твоё лучше; моё же здоровье… но в сторону наши здоровья: мы должны позабыть о них, так же, как и о себе. Меня тут сильно встряхнули, после чего обнаружилось, что больше всего на свете мне хочется (и давно уже) умереть. В прошлом письме я написал: плакать хочется; нет, неправда, не хочется, глаза сухие и ум сухой. <…> Спасите меня! дайте мне тройку быстрых, как вихорь, коней! взвейтеся, кони, и несите меня с этого света! Вон небо клубится передо мною; струна звенит в тумане; с одной стороны море, с другой Италия; вон и русские избы виднеют. Матушка, прижми ко груди своей бедного сиротку! ему нет места на свете! его гонят!..»
Составляйте и предлагайте к прочтению свои центоны!)
Комментарии 7