Артикуляционный аппарат сформирован.
– Я понимаю, понимаю… Вы знаете, Маша – умница, послушная, учится хорошо, много читает. Она даже начала играть в такую игру: заменяет слова, ищет те, что без «р», и у неё хорошо получается. Не игра, а головоломка – не «простите», а «извините». И всё бы ничего. Но как ей жить, Марии Разумовой? Если Марию она заменит на Машу, то как быть с Разумовой? Нам так нужен этот звук!..
Своей очереди на занятие с логопедом Мария ждала в коридоре, с палеткой-каталогом цветов от Pantone в руках. Она учила названия цветов на английском. Ash Rose, Ultra Violet, Rapture Rose.
– Интересное увлечение, – улыбнулась я.
– Она вообще на английском хорошо, участвует в олимпиадах, – сказала мама. Да, в английском языке нет звучного, уверенного «р-р-р», как в русском, – лишь мимолётное, ласковое прикосновение к «r».
– А почему вы вся одета в бежевый цвет? – спросила Маша.
– Мне нравится быть невидимкой... – призналась я. – Чёрный, белый, серый… Знаешь, как называются эти цвета?
– Знаю, – сказала Мария и замолчала.
– Ахроматы, – продолжила я после длительной паузы. – Единственно верное, точное определение. По-другому и не скажешь. А вот ещё есть красивое слово: монохром…
– Это оттенки одного цвета, – закончила Маша.
За всё время разговора Мария действительно ни разу не сказала слово со звуком «р». Находила замены, иногда нелепые, но ей хватало словарного запаса. Поразительный, невероятный случай. Уже потом я поняла, почему на моё приветствие Маша лишь кивнула. Здравствуйте, привет, доброе утро/день/вечер – везде присутствует «р», и никак не заменить.
Под конец занятия я предложила попробовать поставить звук. Маша согласилась, но уточнила, что «у мамы ничего не получилось, и иные логопеды тоже не смогли». Действительно, ни зонды, ни шпатели, ни привычные «тр-р-р» и «др-р-р» не смогли заставить её кончик языка поймать вибрацию. К слову, с артикуляционным аппаратом у неё всё было хорошо.
На следующее занятие я положила перед Машей два листа. На одном – фотография носорога, на другом – рисунок Дюрера «Носорог». И предложила найти отличия. Мария долго всматривалась, изучала, а потом абсолютно точно назвала два незначительных отличия.
Она была поражена, как Дюрер смог нарисовать носорога всего лишь по описаниям путешественников, прибывших из Индии пятьсот лет назад. Тогда не было зоопарков, фотоаппаратов, не было и интернета. И он не видел носорога НИКОГДА.
– Как вы угадали? – удивлялась мама на занятии. – Маша так всё это любит!
Мария внимательно всматривалась в лица людей на портретах Дюрера. Он, кстати, был первым, кто начал подписывать свои работы, оставлять автограф. Монограмма называется. Большая «А» (Альбрехт) и спрятанная под ней «D» (Дюрер). Всего насчитали 36 монограмм. 36 портретов, графики, гравюр.
Изучали автопортреты – Дюрер тоже был первым, кто начал рисовать себя. Четыре автопортрета – четыре разных лица. Пытались поймать изменения в чертах лица, взгляде, положении тела.
Уже в конце занятия я предложила Марии «пожужжать». Потом на длительном произнесении звука «ж» сделать сильный выдох. Мама затаила дыхание. Маша почувствовала вибрацию языка, а мы её услышали. Пока несмелую, без голоса, но вибрацию.
Я взяла руку Маши и приложила тыльной стороной её пальцы к своему горлу:
– Почувствуй… Вот так я «рычу» без голоса, вибрирую, как получилось сейчас у тебя. А вот так я добавила голос. Чуть-чуть сомкнула голосовые связки. Сейчас твоя очередь.
Маша приложила пальцы к своему горлу, зажужжала и сильно выдохнула с голосом. Выдохнула сильным, звучным, красивым сонором.
Звук встал. Вот так легко и просто.
Звук быстро автоматизировался и вошёл в речь, но Мария продолжала ходить на занятия, а я продолжала рассказывать ей про Кранаха, Рембрандта, Сальвадора Дали и Фриду. Мария приносила свои акварели, аккуратно подписанные «М» (Мария) и «Р» (Разумова).
Потом Маша переехала. Поступила в художественную школу, участвует в конкурсах-выставках детского художественного творчества, иллюстрирует детские книги. Листаю её акварели, подписанные мирными «М» и «Р», и… замираю. Замираю в прозрачности, тонкости, красоте.
«Р» – радость!
Поделилась системный специалист, учитель-логопед Aнна Рафикова.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1