Днесь светло красуется славный град Чита
Здравствуй, милая Чита!
Прибыл твой сыночек…
Под ногами суета
тополиного листа.
На зубах песочек.
Города получше есть,
Там всего хватает…
Забайкалье! Ваша честь!
Лишь друзей таких, как здесь,
там не проживает.
Ах, смолистый из хребта
тянет ветерочек…
Друг встречает. Красота!
Здравствуй, милая Чита!
Прибыл твой сыночек.
Р. Филиппов, Иркутск
Чита отмечает 170-ю годовщину своего рождения. Есть на земле города древнее, богаче, известнее… А мы живём здесь, в самом сердце Забайкалья, сурового и гордого края. Дарим искреннюю любовь Чите – горожанам, её улицам, паркам, дворцам, школам. Чита – город нашей судьбы, где многие делали первые шаги, влюблялись. Откуда уходили на фронт в годы войны, где хранится память о наших предках, растут дети, внуки.
Города, как и люди, растут, расцветают, старятся. Сквозь пелену времени увидеть прошлое, сличить с днём сегодняшним помогает нам удивительное изобретение, которому почти столько же лет, как и нашей родной Чите. Глядя на пожелтевшие от времени снимки городских улиц, домов, получаешь возможность бродить по булыжным мостовым, утопать в потоке гужевого транспорта. Как из песни не выкинешь ни слова, так и из истории юной Читы не убрать этих дивных, забытых картин. Старые фото, подобно генетической памяти, возвращают в былое и в соединении со знанием сегодняшнего города дают полное представление о проделанном пути.
Вглядитесь и вы в эти лица наших предшественников – они полны достоинства. Их деяния легли в основу того, что мы имеем теперь. Неразрывная связь времен даёт нам повод и дальше двигаться по пути созидания. Наверное, спустя много лет, потомки с тем же трепетом будут взирать на нынешние улицы и кварталы, мысленно благодаря нас за сделанное. И пусть так будет во веки веков.
В городе и сегодня можно услышать: Второвский пассаж, дворец братьев Шумовых, … подворье, Полутовский…
Игнатьевы, Полутовы, Второвы, Замошниковы, Зазовские, Потехо, Исаев, Красиков – читинское купечество. Фамилии известны. Помнят о них благодаря построенным купцами торговым и доходным домам, собственным особнякам, возведённые с особым тщанием и по проектам лучших архитекторов.
Сейчас в них разместились университеты, учебные заведения, больницы, общественные и государственные организации.
Чита... Её деревянные дома навсегда врезались в память нашего люда. И поныне украшениями остаются их потемневшие лики … Для русского человека памятен прадедовский дом, где качали его в колыбели, куда привел невесту, где растил детей, откуда провожал в последний путь близких своих.
Уже давно привыкшие к одинаковым кирпичным или блочным коробкам многоэтажек, не представляем, каким событием было строительство собственного дома. Россию называли страной зодчих. Дом был не просто местом проживания. Он связывал человеческий род с этой землёй на многие годы. При закладке под первый камень помещали денежку, чтобы приносил достаток, прядки шерсти, чтобы тепло было в нём, ладан – для святости. Дом был готов, и сначала в него заходил хранитель дома – кот, а потом на шитом полотенце вносили глиняный горшочек с горячими углями от очага. Свежепобелённую печь растапливала этими угольками мать с молитвой, прося у неё доброго тепла. Под новой крышей начиналась новая жизнь.
В центре Читы на улице Ленина под номерами 100, 102, 104 и 106-б стоят
чудом уцелевшие кружевные деревянные дома. Здесь всегда многолюдно – и летом, когда экскурсоводы приводят туристов и рассказывают о деревянном зодчестве, и зимой, когда горожане торопятся по своим делам, торопливо пробегая мимо застройки квартала «Товарищества братьев Полутовых».
Изящными силуэтами дома «полутовского квартала» напоминают старинные каравеллы. Сходство дополняют навесные балконы, украшенные резьбой. Балконы строились с расчётом на долгую суровую забайкальскую зиму, чтобы можно было немного побыть на солнышке. Красота и изящество деревянного дома определялась мастерством его строителей и доныне хранит тепло их рук, даёт ощущение надежности и стабильности. А светлые большие окна, обрамленные резными ставнями, несут ощущение открытости и света.
В доме было две горницы: одна выходила на улицу, вторая – во двор. В парадной горнице ставили печь «с вычурами». Здесь принимали важных гостей. Особый колорит придают домам детали орнамента в виде ступенчатых зубчиков с дырочками в центре.
Элегантным миниатюрным дворцом стоит вдоль улицы дом № 100. Оригинальная объемно-пространственная композиция и насыщенный декор фасадов выделяют Особняк Д.Н. Полутова.
Красивые удлиненные окна придают строению чистоту и строгость. Середина крыши приподнята треугольным «гребешком». Нет в нем холодной, величавой наигранности, свойственной каменным дворцам. Витое деревянное кружево согрело его особым теплом, придав облику красоту и уют. На разных уровнях опоясывает полутовские дома резьба. Ее разнообразие поражает. Сразу под крышей кружево присборено узкой полоской с полукруглыми язычками, в которых пробиты дырочки.
В центре, по традиции, находится стилизованный солярный знак - ажурное деревянное солнышко. По сторонам от него, чуть ниже - драконы, прижавшие к голове забавные ушки. Выглядят они весьма добродушно. И поражаясь этому рукотворному раю, снова вспоминаете деревянные улочки старой Читы, затейливо украшенные окна, лиры, вазоны, воркующих под крышами голубей — все, в чем навеки запечатлелись бессмертные души мастеров.
В деревянном особняке сохранился художественно оформленный камин. Вот его затопили, и комната наполнилась особым ароматом. Камин служил семье Дмитрия Васильевича, отдавая энергию и тепло души далекого мастера, сложившего все это своими руками. Поистине старинные изразцы хранят память целого столетия.
Гончаренко Р. В., к. и. н., историк
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2