Истории на каждый день: 22 августа в классической музыке
Зальцбургский фестиваль: первый аккорд Карлхайнц Штокхаузен: рождение провидца Юрий Слесарев: пианист из Евпатории Мировая премьера: «Тройной концерт» Майкла Типпетта Клод Дебюсси: рождение гения музыкального импрессионизма История дня: День, когда Гендель заперся дома и начал «Мессию»
Зальцбургский фестиваль 1920 года в Джедерманне на соборной площади.
Открытие Зальцбургского международного фестиваля в 1920 году. От первого аккорда Зальцбургского фестиваля до рождения Дебюсси и Штокхаузена, от премьеры Типпетта до «Мессии» Генделя — 22 августа в истории классической музыки. Зальцбургский фестиваль: первый аккорд
Зальцбургский фестиваль 1920 года в Джедерманне на соборной площади.)))
22 августа 1920 года В послевоенном Зальцбурге состоялось открытие первого международного музыкального фестиваля. На ступенях кафедрального собора в постановке Макса Рейнхардта прозвучала пьеса «Йедерман» Гуго фон Гофмансталя — своего рода «Пьеса о смерти богатого человека». Идея фестиваля возникла среди энтузиастов, мечтавших возродить музыкальный дух Австрии после Первой мировой войны. Однако оригинальную оперу поставить не успели — рабочие всё ещё восстанавливали сцену. Поэтому Рейнхардт обратился к архиепископу Зальцбурга с просьбой разрешить ставить «Йедерман» прямо под открытым небом.
Зальцбург фестиваль Моцарта
Так на улицах старого города родился Зальцбургский фестиваль, который стал едва ли не главным ежегодным праздником классики в Европе. Жители и гости города услышали «Йедерман» под колокольный звон, и это символично ознаменовало торжество музыки и театра, ставших мостом от разрушений к возрождению культуры.
Карлхайнц Штокхаузен: рождение провидца
Карлхайнц Штокхаузен композитор
22 августа 1928 года в местечке Мёдрат под Кёльном родился Карлхайнц Штокхаузен — один из самых радикальных композиторов-новаторов XX века. Его имя стало синонимом музыкального авангарда, электроакустических экспериментов и космогонических концепций. Штокхаузен стоял у истоков электронной музыки, работая в первой в мире студии электронной музыки WDR в Кёльне, и стал пионером в области пространственной композиции и пуантилизма.
Он не просто сочинял музыку — он проектировал новые звуковые миры, используя генераторы, синтезаторы и магнитофоны. Родившись в эпоху позднего романтизма, Штокхаузен стал архитектором абсолютно нового музыкального мышления, оставив после себя такие ключевые произведения, как «Группы» для трёх оркестров, электронную «Песнь отроков» и грандиозный оперный цикл «Свет», которые по сей день поражают слушателей своей сложностью, масштабом и безграничной звуковой фантазией.
Юрий Слесарев: пианист из Евпатории
22 августа 1947 года в городе Евпатория в Крыму родился советский и российский пианист Юрий Слесарев. Он окончил Центральную музыкальную школу и Московскую консерваторию (класс В. Мержанова), а его талант был отмечен на международном конкурсе имени Чайковского. Слесарев быстро завоевал признание на родине: стал профессором Московской консерватории имени Чайковского и одним из ведущих преподавателей в Центральной музыкальной школе. В 2005 году Юрий Слесарев удостоен почётного звания «Народный артист России».
22 августа 1947 года в городе Евпатория в Крыму родился советский и российский пианист Юрий Слесарев.
Многие виртуозные записи Слесарева (в том числе прелюдии и фуги Шостаковича, сонаты Рахманинова) и сегодня слушают как пример чистой виртуозности и глубокого чувства.
Мировая премьера: «Тройной концерт» Майкла Типпетта
Премьера «Тройного концерта» Майкла Типпетта, 22 августа 1980 года.
«Тройной концерт» Майкл Типпетт Michael Tippett's "Triple Concert" Triple Concerto in C Major, Op. 56: III. Rondo alla polacca Lithuanian National Symphony Orchestra, JoAnn Falletta, Mūza Rubackytė, Michael Ludwig, László Fenyö –
Beethoven: Triple Concerto & Choral Fantasy Triple Concerto in C Major, Op. 56: II. Largo Lithuanian National Symphony Orchestra, JoAnn Falletta, Mūza Rubackytė, Michael Ludwig, László Fenyö –
Beethoven: Triple Concerto & Choral Fantasy 5:14 Triple Concerto in C Major, Op. 56: I. Allegro Lithuanian National Symphony Orchestra, JoAnn Falletta, Mūza Rubackytė, Michael Ludwig, László Fenyö –
22 августа 1980 года состоялся дебют «Тройного концерта» британского композитора Майкла Типпетта. Это сочинение для скрипки, альта и виолончели с оркестром впервые прозвучало на BBC Proms в Лондоне. Солировали в концерте выдающиеся музыканты: скрипач Дьёрдь Паук, альтистка Нобуко Имай, виолончелист Ральф Киршбаум под управлением сэра Колина Дэвиса. «Тройной концерт» по словам критиков, сочетает сочный лиризм и экзотику балийской гамелановой музыки, которую Типпетт услышал незадолго до написания концерта.
Майкл Типпетт
Музыкальный мир воспринял премьеру с восторгом: такая задумка — три солиста вместо одного — была нетривиальна и запоминающаяся. Так, 22 августа 1980 года совершился небольшой музыкальный эксперимент, который продемонстрировал новые возможности классического концерта и сохранил яркий след в истории музыки.
Клод Дебюсси: рождение гения музыкального импрессионизма
Клод Дебюсси, 1862–1918 гг
"Послеполуденный отдых фавна`, прелюдия для оркестра (1892-94), L 86 Prélude à l`après-midi d`un faune (по одноимённой эклоге С. Малларме) – Музыка и природа
12 прелюдий для фортепиано, 1-я тетрадь (1910), L 117 8. La fille aux cheveux de lin (Девушка с волосами цвета льна) Девушка с волосами цвета льна - Прелюдии, книга первая Various –
22 августа 1862 года в Сен-Жермен-ан-Ле, на северо-западной окраине Парижа, родился Клод Дебюсси — будущий родоначальник музыкального импрессионизма. Отец юного Клода владел скромной посудной лавкой, мать была швеёй — семья жила скромно, но мальчик рано проявил музыкальные способности и поступил в Парижскую консерваторию. Молодого Дебюсси воодушевляли символисты и импрессионисты, а во время летних поездок к богатой меценатке фон Мекк под Москвой он вслушивался в музыку Чайковского, Бородина и Балакирева. Там Дебюсси начал постигать «новую русскую музыку», полную глубоких лирических красок.
Дебюсси за фортепиано
Позднее, вернувшись во Францию, он подарил миру «Послеполуденный отдых фавна», лирическую оперу «Пеллеас и Мелизанда» и изящные фортепианные страницы — например, прелюдию «Девушка с волосами цвета льна». Сегодня Дебюсси — одна из ключевых фигур, изменивших язык музыки XX века. "
Гендель за работой над «Мессией», 22 августа 1741 года.
Гендель за работой над «Мессией», 22 августа 1741 года. 22 августа 1741 года Георг Фридрих Гендель захлопнул дверь лондонского дома и открыл чистую тетрадь: так началась «Мессия». За окнами — вялое столичное лето, в театрах мало публики, у самого Генделя — долги и усталость от моды на итальянскую оперу. Но на столе лежит новый текст — библейская «драматургия без героев», которую летом прислал Чарльз Дженненс. Композитор берёт перо и работает с одержимостью: к 28 августа готова первая часть, к 6 сентября — вторая, к 12-му — третья; ещё два дня на правку — и 14 сентября партитура завершена. Всего двадцать четыре дня — и рождается одно из главных музыкальных чудес XVIII века.
Скорость поражает современников, и вокруг рукописи мгновенно обрастают легенды: будто бы работая над хором «Аллилуйя» из оратории «Мессия», Гендель говорил, что «видел перед собой небеса». В автографе действительно стоят буквы SDG — Soli Deo Gloria, «Единому Богу слава», а в партитуре заметны кляксы и поспешные исправления. Но музыковеды трезво уточнят: для Генделя столь стремительный темп был не исключением — он и другие крупные полотна создавал между сезонами столь же быстро. Важно другое: 22 августа стал точкой, где личный кризис обернулся новым взглядом на сакральный текст — не как на канву сюжета, а как на медитацию, возведённую в звук. Уже весной 1742-го «Мессию» услышит Дублин, а затем — весь мир. И всё началось тем августовским утром, когда композитор просто сел и начал писать.
Оратория состоит из трёх частей. Большая часть либретто взята из Ветхого Завета. Основу первой части оратории составляет Книга пророка Исаии, в которой предсказывается приход Мессии. Есть несколько цитат из Евангелий в конце первой и начале второй части: об ангеле, явившемся к пастухам, из Евангелия от Луки, две загадочные цитаты из Евангелия от Матфея и одна из Евангелия от Иоанна («Behold the Lamb of God», «Агнец Божий»). Во второй части использованы тексты пророчеств Исаии и цитаты из Псалтири. Третья часть включает одну цитату из Книги Иова («I know that my Redeemer liveth», «А я знаю, Искупитель мой жив»), а далее в основном использован текст Первого послания к Коринфянам святого апостола Павла. Интересно также, что самый известный хор «Hallelujah» («Аллилуйя») в конце второй части и финальный хор «Worthy is the Lamb that was slain» («Достоин Агнец закланный») взяты из Книги Откровения Иоанна Богослова, единственной книги пророчеств в Новом Завете. Либретто составлено Чарльзом Дженненсом из фрагментов Библии короля Якова. Г. Ф. Гендель: Мессия текс и перевод на русский язык - http://music.genebee.msu.ru/Andrej/G.F.Handel/Messiah.htm Какая из этих историй показалась вам самой увлекательной? Поделитесь своими музыкальными открытиями в комментариях!
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев