Логично было бы предположить, что Верди напишет для такой ситуации что-то полное скорби и драматизма, разумеется, в миноре. Но ничего такого здесь нет, если не считать трёх аккордов во вступлении, лаконично обозначающих ситуацию. Сама музыка хора выглядит довольно неожиданно: это тихий и очень светлый (мажорный) лирический вальс.
На первый взгляд немного странно, что библейские евреи молятся в ритме вальса, но потом становится ясен точно рассчитанный эффект. Плавность вальса и тихое, на грани шёпота, звучание – это и мерное течение «рек вавилонских», на берегу которых молятся пленники, и чудесный мираж тех мест, куда летит их последняя мысль, и «где дышит прохладой и негой сладостный воздух родной земли».
Хор поёт очень тихо и в унисон, словно каждый молится про себя, но об одном и том же. Эта сила коллективной молитвы постепенно растёт и наполняется мощной энергией. Очень эффектно выглядит момент (ближе к концу), когда все лирические декорации спадают и гимническая мелодия хора предстаёт во всём своём величии.
Бог, конечно же, услышит пленённых евреев и в конце оперы даст им чудесное освобождение.
Вера и политика
Существует легенда о том, что этот хор с первого представления был услышан публикой как национально-освободительный манифест (Италия тогда находилась под властью Австрии). Но это не так. На премьере самое большое впечатление на публику (и бисировался) произвёл другой хор из этой оперы.
Только несколько лет спустя, к концу 40-х, когда итальянское Рисорджименто - движение за свободу от Австрии - вылилось уже в вооружённую борьбу, итальянские патриоты прочли свой смысл в словах и музыке "Va, pensiero". Он стал звучать как воплощение национальной надежды на великое будущее свободной и объединённой Италии. Говорят, что на спектаклях «Набукко» овации после хора сопровождались криками «Viva Italia!»
Верди и сам был пламенным патриотом, и впоследствии не раз включал в свои оперы подобные духоподъёмные гимнические хоры с совершенно прозрачными революционными намёками.
Отчасти и по этой причине его политическая репутация росла вместе с композиторской. В 1861 году он был избран в первый итальянский парламент. Правда, участие Верди в его деятельности носило чисто номинальный характер.
С тех пор «Va, pensiero» стал музыкальной эмблемой свободной и сильной Италии. До сих пор в парламенте страны время от времени возникают дебаты по поводу перевода этого хора в статус официального гимна.
"Лети..."
Верди закончил свой жизненный путь уже в ХХ веке. После двух инсультов в возрасте 87 лет он умер 27 января 1901 года в Милане, в отеле недалеко от «Ла Скала». Перед смертью он отдал распоряжение, чтобы на его похоронах не было никакой музыки.
Это требование было соблюдено, но пока похоронная процессия двигалась к миланскому кладбищу, люди, стоящие на тротуарах, тихо пели хором "Va, pensiero".
Комментарии 2