Вальс со сценой и хором, действие II картина 1: Антракт - No. 13, Владимир Спиваков, Национальный филармонический оркестр России, Василий Ладюк, Дмитрий Корчак, Валерий Гильманов –
"Ужель та самая Татьяна... Увы, сомненья нет..." Сцена и Ария Онегина, акт 3 Дмитрий Хворостовский Роттердамский филармонический оркестр дирижер Гергиев Валерий –
Сцена с письмом "Пускай погибну я, но прежде", действие I сцена 2, соч. 24: Джейн Марш, Марк Эрмлер, Оркестр Большого театра – Посвящается Международному конкурсу имени Чайковского
Сцена и Ария Онегина "Вы мне писали...Когда бы жизнь" , акт 1 Хворостовский Дмитрий, Роттердамский филармонический оркестр дирижер Гергиев Валерий –
Елена Петровна Самокиш-Судковская (1863 - 1924)
«Евгений Онегин» — одно из самых знаменитых произведений Александра Пушкина. Над романом поэт работал более 7 лет. Свою работу Пушкин называл подвигом, а по количеству затраченных усилий и времени он был сопоставим лишь с «Борисом Годуновым». Удивительно, что два самых знаменитых произведения Пушкина создавались в ссылке, в одиночестве. Работу над «Онегиным» поэт начал, находясь в ссылке в Кишиневе, а «Годунов» — был написан во время ссылки в Михайловское…
С момента первой публикации романа в 1831 году прошло 193 лет. За это время он стал одним из самых культовых народных произведений, заняв первую строчку пушкинского наследия. Это подтверждает и крупнейший поисковик Яндекс: Уже долгие годы по анализу поисковой системы Яндекс, роман «Евгений Онегин» является самым востребованным и популярным поэтическим произведением. Цитаты из «величайшей энциклопедии русской жизни» — из романа «Евгений Онегин»:
№1.
Сегодня это выражение, как правило, употребляется в ироническом ключе, рассуждая о дилетантстве, о неглубоких, поверхностных познаниях в какой-либо области…
№2.
№3.
Любимая и часто упоминающиеся фраза отечественными магами, колдунами, гадалками и прочими шарлатанами. Но вряд ли кто-нибудь из этих людей знает, что особенно популярной эта строка стала благодаря «Арии Ленского» в постановке оперы П. И. Чайковского (1878). Ария Ленского из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» –
Фраза стала по-настоящему народной. Современники обычно говорят не «легче», как у Пушкина, а «больше». Примечательно, что эту мысль, с тем же комментарием поэт высказал за год до создания романа (1822) в письме к своему брату, Льву Сергеевичу:
«Чем меньше любишь женщину, тем вернее овладеваешь ею. Но это удовольствие достойно старой обезьяны 18-го столетия»…
№5.
Цитата из монолога Татьяны (Глава. 8, строфа 47). В этом монологе Татьяна признается в любви Евгению Онегину, но говорит о том, что она вышла замуж и, как верная жена, останется верна своему мужу. Выражение стало особенно популярным после постановки на сцене оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. Эти слова звучат в заключительном дуэте Онегина и Татьяны. Кстати, заканчивается монолог еще одним крылатым выражением:
«Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.»
Финальная сцена из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» Дмитрий Хворостовский, Ирина Матаева –
В дожде страстей они свежеют, И обновляются, и зреют — И жизнь могущая дает И пышный цвет и сладкий плод. Но в возраст поздний и бесплодный, На повороте наших лет, Печален страсти мертвой след: Так бури осени холодной В болото обращают луг И обнажают лес вокруг. Классический пример, когда фраза вырвана из контекста и сегодня в большинстве случаев употребляется не к месту. Если прочитать всю строфу от начала и до конца, то станет ясно, что Александр Сергеевич выражал свою мысль в ином ключе, схожую по смыслу с цитатой известного древнеримского поэта Овидия: «Безобразное явление — старческая любовь!» В опере П. И. Чайковского «Евгений Онегин» эти строки вошли в арию Гремина, мужа Татьяны. Ария Гремина из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин» Евгений Онегин, соч. 24, действие III картина 1: No. 20d, Ария Гремина "Любви все возрасты покорны" Владимир Спиваков, Национальный филармонический оркестр России, Николай Диденко –
Пушкин намеренно иронизировал по поводу пылких, юношеских чувств немолодого человека. Интересно, что сегодня на разницу в возрасте обращают внимание лишь тогда, когда одному из влюбленных далеко за 60 или 70. Когда 40-летний мужчина берет в жены 20-летнюю девушку — критики гораздо меньше… Любопытно, что разница в возрасте между Александром Сергеевичем Пушкиным и Натальей Николаевной Гончаровой, на момент вступления в брак составляла 13 лет.
№7.
Любимая фраза каждого московского экскурсовода, не теряющая своей актуальности. Да, Москва уже далеко не белокаменная, огромная и необъятная, дико современная, но восхищаться столицей мы никогда не перестанем. В романе описывается, как мать Татьяны Лариной решила на зиму уехать в Москву, взяв с собой Татьяну. Поэт описывает приближение семейства Лариных к Москве.
№8.
Как правило, фраза употребляется в шутливо-ироническом ключе: об амбициозном, тщеславном, заносчивом человеке. А также самоиронично: о своих далеко идущих планах, замыслах…
№9.
Эта фраза перекочевала в 21 век, немного уступив позиции другой фразе, которая еще хлеще выражает актуальность современного бытия: «Чем больше я узнаю людей, тем больше я люблю собак».
№10.
"Как он, она была одета Всегда по моде и к лицу; Но, не спросясь её совета, Девицу повезли к венцу. И чтоб её рассеять горе, Разумный муж уехал вскоре В свою деревню, где она, Бог знает кем окружена, Рвалась и плакала сначала, С супругом чуть не развелась; Потом хозяйством занялась, Привыкла и довольна стала. Привычка свыше нам дана: Замена счастию она.** Привычка усладила горе, Не отразимое ничем; Открытие большое вскоре Ее утешило совсем". Фразу о семейной жизни Пушкин позаимствовал из романа Шатобриана «Рене». В оригинале она звучит так:
«Если бы я имел безрассудство еще верить в счастье, я бы искал его в привычке».
В понимании современных институтов брака и семьи, фраза все менее востребована и употребима, чем, к примеру, в середине 20-ого столетия.
Елена Самокиш-Судковская Евгений Онегин
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН Действие 1. Сцена 1 БСО и хор ВР и ЦТ, дирижёр Владимир Федосеев –
Елена Петровна является ярчайшим представителем стиля модерн, так популярного в конце ХІХ столетия, но порицаемого во времена войн и революций. Елена Самокиш-Судковская Евгений Онегин
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев