В музыке Иоганна Себастьяна Баха отображается Небесный и земной мир. Его музыку венчает Божественный дух, охватывающий Землю и Небо, Человека и его внутренний Мир.
Музыка Баха вбирает в себя Божественное человеческое начало.
Бах радостно и благоговейно принимает мир, созданный Господом Богом. Бах восторгается гармонией и красотой Божественного мира. Бах любит Бога по-домашнему – душевно и ласково. Музыка Баха – это восхождение к горным высотам.
«Цель музыки – трогать сердца» , - писал И. С. Бах Однако, она не отвергает самые обыкновенные житейские печали и радости. Даже в светской, иронической или сентиментальной музыке композитор остаётся во власти Божественного духа. Поклоняясь Отцу Небесному, Бах создаёт музыку Сияющей Радости
В самой музыке таилась величайшая красота. Она скрыта глубоко внутри. Но именно поэтому она не так легко стирается и воздействие ее безгранично во времени.
Л.Бернстайн
Музыкальный гений – Бетховен так говорил о Бахе: «Не ручей! – Море должно быть ему имя!» . А в переводе с немецкого «Бах» означает «Ручей» . Несколько поколений Бахов были музыкантами. Сам же Иоганн Себастьян был прекрасным органистом.
Музыка Баха имеет два уровня содержания: Религиозное и Светское. От слушателя зависит, какой она будет для него – Религиозно-Светской или Светско-Религиозной. Ритм музыки Баха –это ровно бьющееся сердце, это мерно идущие часы, это метроном вечности. Музыка Баха живая, яркая, увлекательная. Эмоциональный мир произведений Баха неисчерпаем. Бах – гений среди гениев. Таких немного: Гомер, Данте, Шекспир, Гёте, Лев Толстой...
Музыка Баха связана с культурой его родной страны Ему не довелось ни разу выехать за пределы Германии. Но он увлеченно изучал произведения и немецких, и зарубежных композиторов. В своем творчестве оно гениально обобщил и обогатил достижения европейского музыкального искусства.
Все его произведения согреты искренним религиозным чувством. Они полны сострадания к людским горестям, проникнуты пониманием людских радостей. Со временем они вышли далеко за пределы храмов и не перестают глубоко впечатлять слушателей разных национальностей и вероисповеданий.
Для творчества Баха особое значение имели музыкальные традиции семьи, религиозные традиции родины — Германии, традиционные приёмы построения музыки
Отдельная часть любого его произведения всегда посвящена развитию Одной Идеи, Одной Темы — Жизни или Смерти, Дня или Ночи, Горя или Радости.
«Что за гений этот Бах! —
Писал русский композитор XIX в. А. Серов.
— Возьмёт одну мысль и проводит её всё глубже и глубже, вживается в неё и вместе с этой мыслью внедряется в тайники души!.. Понятно, что для такого гения, как Бах, самым родным инструментом был орган, этот океан гармоний, бесконечно могучий и величественный даже в бесстрастном спокойствии своём».
Бах так высказывался о фуге:
«Каждый Голос в сочинении, каждая Тема, каждая Мелодия – это Личность, А Многоголосное Сочинение – Беседа между этими Личностями».
Частью богослужения в церкви западной Европы является хорал В творчестве Баха хоралы для хора, органа клавира занимают важное место. Хорал - это старинное духовное песнопение. Все люди Германии того времени знали мелодии хоралов наизусть. И. С. Бах в своих хоралах к хорошо известной, популярной в то время мелодии, которая оставалась без изменения, добавлял новые. Так возник Контрапункт – тип Полифонии,
Многоголосие с одновременным звучанием нескольких Мелодических линий, не нарушающих общего благозвучия.
Ученый Альберт Эйнштейн слышал в музыке Баха
«Гармонию вселенной».
Бах обобщил лучшие достижения полифонистов 16-17 веков, произведения предшественников и современников.
«Небесное и земное» в музыке Баха
О, грянь, орган, над головою И каждого, как светом в полдень, Навек духовностью наполни... В век бездуховный и слепой.
Л. Болеславский
Памятник великому Баху, установленный возле церкви Св. Фомы в городе Лейпциге
«Музыка лечит душу и тело» -
Такую надпись можно увидеть на некоторых старинных итальянских инструментах и эта надпись подтверждает в Музыке И. С. Баха заложено и «небесное», и «земное».
Комментарии 2